|
Логистика — организация и управление производством, транспортировкой, хранением и перевалкой товаров. Если вы решили открыть склад, магазин, транспортную комапнию, то логистика это то, что вам наобходимо знать.
Методы управления запасами
Функции запасов, обеспечивающих гибкость системы обслуживания потребителей:
- накопление продукции с последующим распределением;
- защита от изменения цен и инфляции;
- управление затратами путем использования ценовой скидки, зависящей от величины заказа.
Система управления запасами — совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов.
Параметры системы управления запасами:
- точка заказа — минимальный (контрольный) уровень запасов продукции, при наступлении которого необходимо их пополнение;
- нормативный уровень запасов — расчетная величина запасов, достигаемая при очередной закупке;
- объем отдельной закупки;
- частота совершения закупок — продолжительность интервала между двумя возможными закупками продукции, т. е. периодичность пополнения запасов продукции;
- пополняемое количество продукции, при котором достигается минимум затрат на хранение запаса при заданных затратах на пополнение и заданных альтернативных затратах инвестированного капитала.
Стадии процесса управления запасами:
- прогнозирование возможного использования запасов продукции;
- мониторинг фактического использования запасов продукции;
- мониторинг фактических затрат на пополнение запасов продукции;
- мониторинг времени, необходимого для создания запаса путем поставки или производства (время поставки или время производства).
Основные показатели управления запасами:
- уровень запасов продукции — характеризует обеспеченность предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса;
- скорость оборота запасов продукции — отношение объема запасов продукции к объему продукции, реализованной за определенный период;
- оборот запасов — представляет интервал времени (в днях) между поступлением продукции на склад и отпуском материалов в производство, а также между поступлением продукции в торговое предприятие и ее продажей;
- норма оборачиваемости запасов — показатель, характеризующий количество продаж продукции за определенный период (обычно за год);
- коэффициент оборачиваемости запасов — показывает, как часто оборачиваются или продаются запасы при обеспечении текущего объема продаж продукции. Этот коэффициент характеризует эффективность системы закупок, производства и сбыта предприятия.
Методы управления запасами, не зависящими от спроса:
- метод экономичного заказа — когда размещать заказ на продукцию;
- метод производственного заказа — как много продукции надо заказывать для пополнения запаса;
- метод заказа с резервным запасом;
- метод заказа с дисконтируемым количеством.
Метод экономичного заказа основан на следующих допущениях:
- время между размещением заказа и получением заказа известно и постоянно;
- заказанная продукция поступает в одной партии в одно время;
- уменьшение количества заказа невозможно;
- дефицит исключен, если заказ размещен вовремя;
- цена единицы продукции не зависит от объема заказа;
- потребность в продукции известна и постоянна;
- объем продукции, выдаваемой со склада поставщика в рассматриваемые промежутки времени, постоянен;
- время подготовки заказа практически равно нулю;
- заказ одного наименования продукции может быть выполнен независимо от заказа других наименований;
- затраты на хранение и на выполнение заказа могут быть определены достаточно точно;
- минимальная величина заказа не предусматривается.
Система контроля уровня запаса — подробный учет сырья и изделий, применяемых в производственном процессе, непроизводственных материалов, например, таких, как расходные материалы, офисные принадлежности, а также предметы для поддержания в исправном состоянии и ремонта помещений и оборудования.
Метод оценки запасов по средневзвешенной основан на расчете средней себестоимости запасов продукции. «Взвешивается» количество запасов продукции, закупаемой по разным ценам.
Метод поштучной оценки применяется для учета таких изделий, как автомобили и уникальные произведения живописи, дорогие ювелирные изделия и мебель, изготовленная на заказ. |
|