Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Логистика — организация и управление производством, транс­портировкой, хранением и перевалкой товаров. Если вы решили открыть склад, магазин, транспортную комапнию, то логистика это то, что вам наобходимо знать.

 

 

Принятие логистического решения

 

Принятие решения — это выбор оптимального варианта при заданной цели с учетом побочных условий. При принятии реше­ний следует исходить из принципа рациональности — «принимай решение всегда с таким расчетом, чтобы с помощью имеющихся ограниченных средств и ресурсов предприятия обеспечить опти­мальный результат при достижении поставленных целей».
Процесс принятия решений:
1. Определение проблемы в об­ласти логистики и факторов, влияющих на нее. Логисти­ческая проблема устанавли­вается четко и осознанно.
2. Установка критерия решения и целей. Эксперты по логис­тике разрабатывают специ­фические и измеряемые цели.
3. Формулировка   моделей   и связей между целями и пере­менными.  Разрабатывается модель, являющаяся формализованным представлением логистической ситуации. Мо­дели могут содержать несколько переменных. Переменная — это измеряемое количество, которое может меняться или явля­ется предметом изменения.
4. Определение и оценка вариантов. Этот шаг означает генерацию наибольшего количества решений логистической проблемы.
5. Выбор наилучшего варианта. Это решение, которое наилучшим образом удовлетворяет и наиболее соответствует установленным целям.
6.  Внедрение решения. Выполнение действий в соответствии с вы­бранным вариантом.
Задача принятия логистического решения возникает в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осу­ществлению цели логистической системы предприятия. В соот­ветствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:

  • состояние внешней среды;
  • логистические цели;
  • варианты.

Рассмотрим эти компоненты более подробно. Состояние внешней среды (также называемое внешними исход­ными данными) представляет собой реальное положение дел, ко­торое не может подвергаться воздействиям и контролироваться со стороны специалиста по логистике, принимающего решение в рамках горизонта планирования.
Состояния внешней среды логистической системы предприятия могут классифицироваться по различным критериям. Анализируя эти состояния по отношению к логистической системе предприятия, выделяют следующие исходные данные:

  • эндогенные — внутренне заданные, предопределенные предшест­вующими действиями специалиста по логистике;
  • экзогенные — появившиеся независимо от предшествующих действий специалиста по логистике.

Турбулентность внешней среды определяется изменчивостью спроса. Уровень турбулентности зависит от следующих факторов:

  • непостоянство факторов внешней среды;
  • скорость изменений этих факторов;
  • интенсивность конкуренции;
  • технологические возможности предприятий;
  • покупательские предпочтения:
  • давление со стороны правительства и отдельных влиятель­ных групп.

Логистические цели представляют собой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, ко­торые должны быть достигнуты или возникнут как результат при­нятия решений специалистом по логистике. Логистическая цель характеризуется:

  • содержанием;
  • временным периодом;
  • областью действия;
  • масштабом.

Содержание цели характеризуется величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться:

  • характеристикой (например, прибыль, оборот, общие затраты);
  • изменением характеристики (например, увеличение оборота);
  • отношением двух характеристик (например, рентабельность и прибыль/капитал).

Временной период устанавливает, за какое время должна быть осуществлена цель, и определяет, таким образом, временную область действия содержания цели. Так, например, различают кратко- и долгосрочные цели.
Область действия конкретизирует содержание цели в отноше­нии поля логистической деятельности, для которого реализуется данная цель. Так, например, можно различать цели логистической системы всего предприятия и цели его структурных функциональ­ных подразделений.
Масштаб цели (критерий цели, или целевое предписание) ко­личественно определяет содержание цели. Возможны следующие варианты:

  • оптимизация (например, максимизация прибыли, миними­зация общих затрат);
  • фиксирование (например, увеличение оборота на 10%);
  • установление ограничений (например, затраты не превышают определенную величину).

Задачи, решаемые при формулировании целей:

  • поиск целей — мероприятия, при которых устанавливаются ис­ходные цели высшего порядка;
  • уточнение целей — наиболее точное определение содержания цели, формы, терминов, носителей и ограничений отдельных целей;
  • структурирование целей — иерархическое упорядочение всех найденных целей;
  • проверка реализуемости целей —- направлена на то, чтобы опреде­лить, достижимы (осуществимы) ли отдельные цели с позиции структуры системы целей, наличия персонала, технико-эконо­мических условий;
  • выбор целей (принятие решений по целям) — действия, ведущие к принятию решения по той системе целей, которые фактичес­ки преследуются.

Иерархия целей — в качестве целей высшего порядка рассмат­риваются те цели, которым отдается приоритет при их реализа­ции. Иерархия целей может быть сформирована на основе учета значения целей для модели принятия решения.
Иерархия организационных целей, формируемая элементами логистической системы предприятия, приводит к разделению це­лей предприятия, целей подразделений, целей отделов и должно­стных целей. Иерархия целей применяется в том случае, если со­гласовываются между собой система управления и система целей. При подготовке логистического решения выявляются возмож­ные варианты, т. е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преиму­щества и недостатки каждого из них, с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный, т. е. самый лучший в данных условиях. За­тем набор основных вариантов представляется руководству пред­приятия. Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучи свобод­ным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупность всех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимает окончательное решение.
Естественно, что речь идет об обоснованных вариантах, подго­товленных таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилуч­ший.
Все варианты, которые могут быть реализованы, составляют область допустимых значений.
Область допустимых значений (пространство решений) — это множество пригодных для реализации вариантов, которыми рас­полагает в данный момент эксперт по логистике.
Поиск вариантов — выявление, формулирование и анализ спо­собов достижения целей логистической системы. Процесс поиска:

  1. систематический и многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);
  2. комбинирование отдельных идей в независимые варианты;
  3. точная формулировка найденных вариантов;
  4. анализ структуры вариантов и соотношений между частными вариантами;
  5. ограничение вариантов в допустимой области (отсев вари­антов, которые не могут быть реализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);
  6. проверка полноты допустимой области.

Медиа Контекст

Реклама

Принятие логистических решений понятие и компоненты

Статистика

Принятие логистического решения Rambler's Top100