Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Страхование представляет специфическую сферу финансовой деятельности. В этом разделе вы найдете все о страховании, его видех и особенностях.

 

 

Рынок страховых услуг. Мировой рынок страховых услуг.

 

Мировая история регулирования торговли товарами и услугами в современной форме путем создания специально учреж­денной в этих целях международной организации и принятия международных соглашений, обязывающих страны-участницы следовать определенным принципам, предусматривающим доступ иностранных товаров на национальную территорию, было поло­жено принятием в 1947 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Лишь спустя 47 лет, в 1994 г., после 8-летнего пе­риода переговоров в рамках так называемого Уругвайского Раун­да, 104 странами-участницами было подписано Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО).
В компетенцию ВТО, помимо организации выполнения много­сторонних соглашений и договоренностей, являющихся пр11ложе-нием к Соглашению о ВТО, входит и ведение дальнейших переговоров как о развитии правовой системы международной тор­говли товарами и услугами, так и о присоединении новых стран. Уругвайский Раунд принял также Генеральное Соглашение о тор­говле услугами (ГАТС), которое также является неотъемлемой ча­стью правовой системы ВТО. Впервые режим регулирования торговли услугами оказался под влиянием международного права. По оценкам специалистов, в начале 90-х гг. общий объем экспорта услуг, предоставляемых только в режиме трансграничной торговли, оценивался в размере 1,2 трлн. долл.
Сложность включения «услуг» как объекта международной тор­говли в предмет регулирования правовыми нормами ВТО связана с разнохарактерностью, разноплановостью, разнородностью раз­личных видов услуг. Достаточно трудно найти унифицированный подход к регулированию международной торговли услугами, уста­новлению факта «продажи» и «потребления» услуги (к примеру, в области связи, банковской и страховой деятельности, обучения и т.п.). Еще большую сложность в этой связи представляет регла­ментация международной торговли финансовыми, или, как ино­гда их называют, «невидимыми» услугами.
Это потребовало выработки дополнительного правового поня­тийного аппарата, определяющего такие термины, как «услуга», способы доставки услуг потребителю, виды коммерческого присут­ствия производителя услуг на национальной территории производи­теля услуг,  разделение в целях регулирования понятий «коммерческое присутствие» и «проведение операций», а также других вопросов, связанных с международной торговлей услугами. В этом смысле Генеральное соглашение о торговле услугами несо­мненно представляет собой значительно более сложный и комплек­сный источник права, нежели ранее использовавшийся правовой инструментарий Генерального соглашения о тарифах и торговле.
В системе международной торговли товарами и услугами испо­льзуется Единый классификатор продукта ООН, объединяющий товары и услуги. Он включает 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов, в том числе седьмой раздел «Финансовые услуги, включая страхование», в свою очередь объединяющий банковские услуги (коды 811, 813 и соответствующие дополните­льные коды), страховые услуги (код 812 и соответствующие допол­нительные коды) и другие.
Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, имеющиеся классификации деления результатов труда в различных видах деятельности на категории построены исходя из различных целей и терминологии различных областей знаний. Во-вторых, в страховании, хотя и создается вновь созданная стои­мость в виде затрат труда на проведение страховых операций (та часть страховой премии, которая именуется «нагрузкой» и призва­на компенсировать расходы страховых организаций на ведение дел), основная часть страховой премии формируется за счет пере­распределения части необходимого продукта, создаваемого в про­мышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики.
Действительно, страховая премия, уплачиваемая по договорам страхования, заключаемым юридическими лицами, являющаяся общественно необходимыми затратами и подлежащая включению в состав себестоимости, составляет часть производимого ими основного продукта. Проведенный анализ показывает, что страхование не может рассматриваться как товар. При этом деятельность по страхованию в масштабах макроэко­номики связана с предоставлением страховщиками хозяйствую­щим субъектам и гражданам услуги по страховой защите. Такое понимание содержания деятельности страховщика мы находим и в зарубежной литературе: «Если говорить упрощенно, страховщи­ки не продают никакого материального продукта, их продукт мо­жет быть квалифицирован как «невидимая деятельность» в терминах международной торговли. Понятие «услуги» является фундаментальным в страховании».
В организационной деятельности страховщика, в том числе по разработке условий нового вида страхования, его маркетинга, рек­ламы, продаж, учета и т. д. выделение «продуктовых линий» в страховании вполне оправданно, поскольку предметом классифи­кации является микроэкономика в масштабах одной отдельно взя­той страховой организации.
Возвращаясь к классификатору страховых услуг, используемо­му в ГАТС, обратим внимание на выделение подвидов услуг в страховании. Общее понятие «страховая услуга» объединяет:

  • услуги по проведению прямого страхования (включая со-страхование), в том числе:

                 а) по страхованию жизни;
б) по страхованию иному, чем страхование жизни;

  • услуги по перестрахованию и ретроцессии;
  • услуги страховых посредников, в том числе страховых броке­ров и агентов;
  • услуги, связанные со страхованием, такие, как консультаци­онные, актуарные услуги, услуги по оценке риска и урегулирова­нию убытков.

Регулирование, практика и процедуры ГАТС применяются и рассматриваются странами-участницами по каждому из подвидов указанных страховых услуг в отдельности.
Так же как и законодательство стран Европейского Союза, правовые акты ВТО не содержат прямого определения понятия «страхование» или понятия «страховая услуга». ГАТС презюмирует использование национального определения «страхования» и субъектов, имеющих право на оказание объединяемых этим поня­тием услуг. Обратим внимание на то, что классификатор ВТО, в отличие от рассмотренных нами классификаций видов страхо­вания, в целях лицензирования в законодательстве ЕС или Рос­сийской Федерации не устанавливает конкретного перечня «классов» или видов страхования, объединенных в «страхование жизни» и «страхование иное, чем страхование жизни». Определя­ющим в дальнейшей классификации видов страхования является национальное законодательство, однако, по нашему мнению, воз­можная противоречивость действующих национальных классифи­каций лицензируемых «классов» страхования может в дальнейшем породить немало споров между странами-участницами. Напри­мер, классификация классов страхования по страхованию иному, чем страхование жизни, применяемой в странах ЕС, содержит «страхование финансовых гарантий», особый вид имущественного страхования, цель которого — предоставление страховщиком га­рантий третьим лицам в случае неисполнения страхователем дого­ворных обязательств. В российском законодательстве, несмотря на разрешение страховым обществам выдавать такие гарантии на­равне с банками и кредитными организациями (ст.368 ГК РФ), этот вид деятельности не рассматривается как страховая деятель­ность. В результате возникает коллизия, связанная с тем, что воз­можный перечень страховых операций по законодательству РФ оказывается несколько уже, чем в странах ЕС, а также в следую­щих структуре страхового права ЕС странах (страны Балтии, По­льша, Венгрия и другие).
Классификатор ГАТС вводит также и новое для международного права понятие «прямое» страхование, имея в виду его отличие от договора перестрахования (толкование по тексту). В практике стра­хования под договором «прямого» страхования понимают договор, заключенный между страхователем и страховщиком, независимо от того, заключен он о страховании жизни или иного имущественного интереса, с участием или без страхового посредника. Под определением «страховая услуга» понимают не только ока­зание услуг по страхованию и перестрахованию, но также и посред­нических услуг в области страхования, а также связанных со страхованием услуг. По нашему мнению, это может иметь важное значение в том числе и для развития российского страхового зако­нодательства и регулирования деятельности российского страхово­го рынка после присоединения России к ВТО. В области налогового и административного права, например, это дает основа­ние для толкования всякой из перечисленных в классификаторе де­ятельности как подлежащей надзору со стороны федерального органа по надзору за страховой деятельностью, дает основание для прекращения дискуссии о том, подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость деятельность страховых посредников, и другие.
Наконец, приведенное содержание понятия «страховая услуга» заставляет вновь вернуться к постановке вопроса и разработке за­конов и законодательных актов, регулирующих деятельность стра­ховых посредников (брокеров и агентов), актуариев, лиц, занятых оценкой страховых рисков и урегулированием страховых убытков. На наш взгляд, очевиден существенный пробел в российском за­конодательстве по регламентации указанных видов деятельности в области страхования, который становится особенно актуальным при разработке национальных обязательств России при присоеди­нении к ВТО. К примеру, актуарная деятельность и право на ока­зание таких услуг: современное российское законодательство не содержит норм, определяющих содержание, назначение и цель та­кой деятельности, отсутствуют правила и порядок оценки «про­фессиональной квалификации» лиц, имеющих право оказывать такие услуги, наконец, отсутствует законная процедура, определя­ющая место заключения актуария о соответствии размеров страхо­вых резервов, оценки и размещения активов, расчет маржи платежеспособности по требованиям законодательства РФ и так далее. Известно множество примеров, когда национальное зако­нодательство стран—участниц ВТО содержит прямые и однознач­ные нормы, регулирующие деятельность актуариев.
Сейчас рано делать окончательные выводы о том, какую роль будет играть ВТО в системе многосторонних межгосударствен­ных организаций. Спектр высказанных мнений достаточно ши­рок: от ее характеристики как несозданного в 1948 г. третьего звена в так называемой Бреттон-Вудской системе учреждений (МВФ, Мировой банк и Международная торговая организация) до достаточно весомой точки зрения о том, что новая организа­ция не будет более крупной, дорогостоящей или существенно от­личающейся от ГАТТ. Правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет правовые условия осуществления мировой тор­говли товарами и услугами в ближайшие годы. Правительства стран—участниц ВТО создают для своих экспортеров и импорте­ров, предпринимателей и потребителей более открытые, универ­сальные и предсказуемые правила движения товаров и услуг на мировом рынке.
ГАТТ — это основа ВТО и база многостороннего регулирова­ния международной торговли товарами.
15 апреля 1994 г. в городе Марракеше официальный документ о завершении переговоров — Заключительный акт — был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации — ВТО.
Главная особенность Заключительного акта в том, что резуль­таты Уругвайского раунда представлены как единый пакет право­вых документов, принятие которых обязательно для стран — членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений, что озна­чало важнейший политический поворот в организации междуна­родной торговой системы.
С другой стороны, внимательный анализ Соглашения об уч­реждении ВТО показывает, что участники Уругвайского раунда отказались от намерения создать всеобъемлющую и развитую в правовом плане организацию с самостоятельным уставом.
Цели деятельности ВТО, официально отраженные в Заключи­тельном акте, могут быть сведены к следующим: укрепление ми­ровой экономики и направление усилий на расширение торговли, увеличение инвестиций, повышение уровня доходов стран и насе­ления во всем мире.
Принципы ВТО, как это было отмечено выше, во многом по­вторяют Генеральное Соглашение о торговле товарами:

  • торговля без дискриминации (принцип наибольшего благо­приятствования);
  • предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам;
  • содействие справедливой конкуренции;
  • защита посредством таможенных пошлин;
  • поощрение развития и экономических реформ.

Определение функций ВТО в системе международной торговли товарами и услугами потребует значительного времени и, без со­мнения, будет зависеть от политической воли стран-участниц, од­нако уже сейчас они связаны со следующими видами деятельности:

  • административная работа, связанная с исполнением много­сторонних соглашений, которые составляют ВТО;
  • наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставле­ние консультаций по вопросам управления в области международ­ной торговли;
  • обеспечение механизма урегулирования торговых споров;
  • наблюдение за торговой политикой государств;
  • сотрудничество с другими международными организациями, влияющими на определение глобальной торговой политики.

Важная особенность ВТО — круг ее ведения определяется со­глашениями и договоренностями, общим числом 56. Они связаны с торговлей товарами, услугами и торговыми аспектами прав ин­теллектуальной собственности. Обозначились и некоторые новые направления развития ВТО: в области торговли и экологии, пря­мых иностранных инвестиций, ограничительной деловой практи­ки и конкуренции, информационных технологий.
Правовая конструкция ВТО открыта для дальнейшего развития в сторону включения новых областей, что может полностью изме­нить достигнутый баланс интересов и обязательств. Режим наибольшего благоприятствования применяется в отно­шениях как между крупными блоками: Европейский Союз, НАФТА, более мелкими региональными группами стран, так и в отношениях между этими группами стран и отдельными страна­ми. Регионализация торговых потоков и создание замкнутых эко­номических группировок могут свести к минимуму результаты применения принципа наибольшего благоприятствования, осо­бенно для небольших государств.
Режим, которым развивающиеся страны пользовались в ГАТТ, позволял им не участвовать во многих договоренностях и согла­шениях, что создавало для них льготный режим в рамках междуна­родной торговой системы. Сейчас эти льготы либо исчезли, либо существенно ослабли. Можно предполагать, что это приведет к росту напряженности в рамках ВТО в отношениях между развиты­ми и развивающимися государствами.
В основе принципов регулирования международной торговли в рамках ВТО — использование в качестве основных правовых усло­вий режима наиболее благоприятствуемой нации и национальный режим во всех областях, входящих в компетенцию ВТО, усиление функций по контролю и надзору за тем, как страны — члены ВТО на практике выполняют взятые на себя обязательства, и создание для этой цели необходимого организационного механизма.
Намерение стран — членов ВТО решать спорные и конфликт­ные ситуации путем консультаций, переговоров и поиска компро­миссов. Соглашение о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны — члены ВТО должны провести вза­имные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве со­ставной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.
Сложный комплекс соглашений, договоренностей, решений и деклараций окажется действительным лишь настолько, насколько правительства государств — членов ВТО будут готовы выполнять обязательства этих правовых документов, будут придерживаться принципа равного их применения как к большим, так и к малым участникам международной торговли, будут на практике использо­вать межгосударственные механизмы, создаваемые в рамках ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО состоит из преамбулы, 16 ста­тей и четырех приложений. Помимо общих ссылок, Соглашение не содержит каких-либо норм и правил торговли (касающихся, напри­мер, режима наибольшего благоприятствования, национального режима, недискриминации и т.п.) и предусматривает создание многосторонней межправительственной организации, обслужива­ющей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый па­кет документов Уругвайского раунда. Правовые документы в приложениях 1, 2 и 3 — неотъемлемые составные части Соглашения о ВТО, и их положения создают права и обязанности для всех участников ВТО.
Ст. XVI, параграф 1 Соглашения об учреждении ВТО прямо устанавливает: ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой ГАТТ и органов, созданных в рам­ках ГАТТ, а Секретариат ГАТТ становится Секретариатом ВТО.
Главный орган ВТО — Конференция на уровне министров, со­бирающаяся раз в два года, — может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции будет выполнять Генеральный Совет.
В составе ВТО созданы Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуа­льной собственности. Организованы также Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанный с состоянием платежного баланса, и Комитет по бюджетным, финансовым и ад­министративным вопросам.
Соглашение предусматривало создание Секретариата ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведений и функции.
Организационно-правовой механизм ВТО состоит из 3 частей: Генерального соглашения по тарифам и торговле в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), Генерального соглашения по торговле услуга­ми (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллекту­альной собственности (ТРИПС).
Статья XI Соглашения устанавливает, что в рамках ВТО будет продолжать действовать система ГАТТ-1947 о принятии решений путем консенсуса. Однако в тех случаях, когда на основе консен­суса решение принять не удается, оно будет приниматься голосо­ванием. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются боль­шинством в три четверти голосов Решение Генерального Совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, будет приниматься исключительно путем консенсуса.
ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми при­вилегиями и иммунитетами, предоставленными специализиро­ванным учреждениям ООН. Бюджет организации и размер взносов отдельных стран-участниц основываются на традицион­ной практике и правилах ГАТТ-1947.
Присоединяющиеся страны делятся на несколько групп. Уча­стницы ГАТТ, чтобы быть членами ВТО, должны принять много­сторонние торговые соглашения, развивающие ГАТТ и содержащиеся в приложении 1А, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Страны—участницы Уругвайского раунда (не члены ГАТТ), чтобы стать членами ВТО, должны сначала завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947.
Помимо этого, в июле 1993 г. Комитет по торговым перегово­рам постановил, что страны и территории, ведущие переговоры в ГАТТ, но не имеющие статуса участника Уругвайского раунда, могут принимать участие в Раунде и вести переговоры об условиях присоединения к ВТО.
Любое государство может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Ре­шение о присоединении принимает Министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО.
Статья XII Соглашения об учреждении ВТО устанавливает, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложен­ным к Соглашению Многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.
Страна, присоединяющаяся к Соглашению о ВТО после его вступления в силу, должна осуществить такие уступки и принять такие обязательства по многосторонним торговым соглашениям, которые должны бы были быть осуществлены ею в период с нача­ла вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО.
Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, предоставляя Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО. Рабо­чая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодате­льство и практику его применения. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барье­ров, результатом которых должны стать три протокола, содержа­щие перечень уступок и обязательств в этой области (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, про­токол по доступу на рынок услуг).
Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному Совету ВТО, содержащий краткое содержание дис­куссии и выводы Рабочей группы. Доклад Рабочей группы и про­токол о Присоединении должны быть одобрены Генеральным Советом ВТО. Решение Генеральный Совет принимает двумя тре­тями голосов. Решение о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присоеди­няющейся стороной.
Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) закла­дывает принципиально новую договорную основу регулирования торговли услугами и содержит новые концепции и понятия, такие, как собственно «торговля услугами», под которой понимают четы­ре способа предоставления услуг, а именно:

  • в форме трансграничной торговли;
  • в форме движения потребителей к поставщику услуги;
  • в форме коммерческого присутствия иностранного постав­щика на национальной территории потребителя;
  • в форме присутствия физических лиц на национальной тер­ритории потребителя для предоставления услуг.

Генеральное Соглашение по торговле услугами было принято 15 декабря 1993 г. в Женеве и включено в документы Заключите­льного акта, учредившего ВТО.
ГАТС содержит отправные принципы, которые составят осно­ву многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами, и повлияет на развитие национальных правовых систем. Участие в многостороннем Соглашении налагает определенные обязательства на национальную политику стран-участниц. Однако Соглашение может помочь имплементировать желаемые измене­ния национальной политики. Участие может усилить кредитоспо­собность стран и помочь правительствам настаивать на изменении политики влиятельных кругов в будущем.
Экономическая эффективность может требовать некоторого регулирования, но это не означает жесткой дискриминации в от­ношении иностранных поставщиков, это только усиливает конку­ренцию. Если правительства желают оказать поддержку национальной индустрии, то лучшее решение для этого — субси­дировать эту индустрию, но не ограничивать доступ иностранных компаний. Хотя нет общего запрета на количественное использо­вание ограничений в ГАТС (в отличие от ГАТТ), статья о доступе на рынок перечисляет ряд таких мер. Более того, хотя ГАТС при­знает возможный негативный эффект государственных субсидий, оно считает, что использование субсидий важно для развиваю­щихся стран.
Остановимся на отдельных положениях Соглашения более по­дробно. Соглашение по услугам, являющееся, частью Заключите­льного акта Уругвайского раунда, базируется на трех основах. Первую основу составляет рамочная часть Соглашения, содержа­щая основные обязательства для всех участвующих стран. Вторую основу образует ряд приложений, касающихся специфической си­туации в отдельных секторах сферы услуг. Третью основу состав­ляет национальная программа обязательств, где изложены конкретные национальные обязательства, которые станут предме­том дальнейшего процесса либерализации.
ГАТС имеет 29 статей, объединенных в 5 разделов:
1. Круг ведения и термины.
2. Общие обязательства и дисциплина.
3. Специальные обязательства.
4. Прогрессивная либерализация торговли услугами.
5. Процедурные и заключительные положения.
Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся торговли отдельными видами услуг.
Статья первая Соглашения определяет, что его предметом являются меры, затрагивающие торговлю услугами. Термин «меры» раскрывается как мероприятия, воздействующие на торговлю услугами, осуществляемые центральными, региона­льными и местными национальными органами власти, а также неправительственными учреждениями и организациями, через которые осуществляется юрисдикция правительства. При этом каждая договаривающаяся сторона принимает на себя полную ответственность за соблюдение всех положений ГАТС и дол­жна предпринять разумные действия, чтобы обеспечить соблю­дение положений ГАТС региональными и местными органами власти.
ГАТС распространяется на все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, включая услуги, поставка кото­рых вызвана выполнением правительством функций управления (так называемые государственные закупки)
Текст Соглашения впервые в мировой практике содержит определение термина «торговля услугами». Ст. 28 Соглашения раскрывает ряд других важных концептуальных положений, кото­рые содержатся в ст.1. «Поставка услуг» определяется как их производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка. «Торговля услугами» представляет собой их трансграничное пере­мещение или их производство и потребление иностранными фи­зическими и юридическими лицами на территории каждой страны-участницы.
Под «физическим лицом» понимается гражданин одной из стран-участниц, а также в отношении ЕС и территорий, имеющих полную автономию ведения внешнеэкономических отношений, как лицо, имеющее право постоянного проживания на этой тер­ритории или в ЕС.
«Юридическое лицо» определяется как предприятие, учреж­денное в соответствии с национальным законодательством на тер­ритории страны-участницы, а также любое совместное предприятие или ассоциация, принадлежащая частному лицу или правительству.
«Коммерческое присутствие» означает любое коммерческое или деловое присутствие на территории страны-участницы в целях поставки услуг. Форма коммерческого присутствия иностранного поставщика услуг на национальной территории опреде­ляется национальным законодательством страны потребителей услуги. Коммерческое присутствие может быть связано с требова­нием национального законодательства об учреждении дочернего общества иностранным поставщиком услуг, или филиала, или представительства.
ГАТС впервые на многосторонне согласованном уровне дает четкие определения многих положений и понятий, без которых невозможно создание многосторонней системы правил, обеспечи­вающих международную торговлю услугами.
Часть вторая ГАТС содержит общие обязательства и вопросы поддержания дисциплины. Основополагающее обязательство в отношении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) предусматривает, что каждая страна-участница должна предоста­вить немедленно и без каких-либо условий при поставке услуг по­ставщикам услуг из других стран-участников режим не менее благоприятный, чем предоставляется при поставке услуг постав­щикам услуг из любой другой страны. Однако признается, что предоставление режима РНБ может быть невозможным в отноше­нии всех видов деятельности в сфере услуг, и поэтому допускает­ся, что участники могут указать конкретные изъятия из режима РНБ. Условия для таких изъятий указаны в приложении. Преду­сматривается их пересмотр через пять лет, а общий срок действия определен, как правило, в десять лет.
Обязательство в отношении открытости («транспарентности») включает публикацию всех относящихся к сфере услуг законов и других нормативных актов.
В интересах содействия расширяющемуся участию развиваю­щихся стран в мировой торговле услугами предусматриваются специальные уступки для этих государств в части третьей Согла­шения. Этому посвящены три статьи:

  • Национальный режим.
  • Доступ на рынок.
  • Дополнительные уступки.

Эти статьи не являются общими и относятся исключительно к торговле услугами. Услуги и поставщики услуг подчиняются толь­ко условиям и требованиям, которые имеются в законодательстве соответствующей страны. Ст. 16 устанавливает, что «любые огра­ничения, имеющиеся в законодательстве страны, не должны про­тиворечить Соглашению».
ГАТС предлагает различные возможности для более эффектив­ного сотрудничества в сфере услуг для всех стран, участвующих в Соглашении, и, конечно, содержит ряд правил и принципов, ко­торые касаются развивающихся стран.
Преамбула ГАТС устанавливает, что «первоначальной целью участников является заложение фундамента сферы торговли услу­гами в целях расширения этой торговли согласно условиям взаим­ности и прогрессивной либерализации, которые способствуют экономическому росту всех торговых партнеров и развитию разви­вающихся стран». Более того, Соглашение направлено на увеличе­ние участия развивающихся стран в международной торговле услугами, увеличение экспорта услуг, укрепление их внутренней сферы услуг.
Ст. 4 предполагает три способа увеличения роли развивающих­ся стран в международной торговле услугами:
1) развитие и укрепление сектора услуг в развивающихся странах путем применения новых технологий, предоставляемых на коммерческой основе;
2) упрощение доступа таких стран к международным системам продаж услуг и информационным сетям;
3) либерализация доступа на национальные рынки услуг в об­мен на экспорт товаров и услуг, представляющих для них интерес.
Вместе с тем отмеченная статья не освобождает развивающиеся страны от любых обязательств Соглашения.
Ст. 5 посвящена экономической интеграции и позволяет участ­никам ГАТС вступать в благоприятные торгово-либерализационные соглашения. Такие соглашения подчиняются определенным условиям, но они не должны препятствовать странам — не членам ГАТС в поставке услуг.
Часть четвертая Соглашения создает основу для дальнейшей либерализации в сфере услуг посредством последовательных раун­дов переговоров и развития национальных программ обязательств. Через три года участникам разрешается изменить или отозвать принятые в своих программах обязательства. В этом случае дол­жны быть проведены переговоры с заинтересованными участни­ками, чтобы осуществить компенсирующие мероприятия. При невозможности достичь согласия вопрос о компенсации решает арбитраж.
В части пятой Соглашения содержатся институционные поло­жения, включая вопросы организации консультаций и решения споров, а также создания Совета по торговле услугами. Полномо­чия Совета устанавливаются решением Конференции министров.
Первое приложение к Соглашению посвящено миграции рабо­чей силы. Участникам разрешается вступать в переговоры о конк­ретных обязательствах по вопросам перемещения физических лиц, оказывающих услуги. Однако Соглашение не касается мер, регулирующих занятость, гражданство, проживание или занятость на постоянной основе.
Положение о финансовых услугах, преимущественно о банков­ских и страховых, устанавливает право участников, независимо от других положений, принимать разумные меры для зашиты инте­ресов инвесторов, держателей вкладов и договоров страхования и целостности и стабильности финансовой системы. Однако после­дующие договоренности по вопросам финансовых услуг позволяют заинтересованным участникам принимать обязательства о фи­нансовых услугах, применяя различные способы защиты национа­льных и региональных интересов.
В отношении доступа к рынку договоренность содержит более детальные обязательства, среди прочего о монопольных правах, трансграничной торговле, а также о передаче финансовой инфор­мации и переводе платежей, о правах создавать или расширять коммерческое присутствие и временном пребывании персонала.
Важным для сектора страховых услуг является то, что приложе­ние содержит классификацию страховых услуг (рассмотренную нами ранее), на предоставление которых в рамках международной торговли распространяются меры и мероприятия ГАТС.
Второе приложение и решение о финансовых услугах под­тверждают, что обязательства в этом секторе будут претворяться в жизнь на основе предоставления продавцам услуг режима наи­большего благоприятствования и разрешают участникам пере­смотреть и уточнить свои обязательства и изъятия из РЫБ е течение шести месяцев после вступления в силу Соглашения.
Процесс обмена предложениями и просьбами в интересах ли­берализации торговли услугами является важным элементом Уругвайского раунда. В настоящее время страны представили око­ло 100 списков национальных обязательств (в том числе програм­ма Европейского Союза в качестве единой программы). В результате, каждый будущий член ГАТС включил для переговоров обязательства в отношении доступа к рынку и национального ре­жима свою программу, которая вступит в силу как неотъемлемая часть ГАТС.
При торговле товарами защита внутреннего рынка в основном осуществляется через применение ограничений на таможенной границе (например, за счет применения импортных тарифов, ко­личественных и иных ограничений ввоза). В сфере услуг такая за­щита  осуществляется  преимущественно  через  принятие специальных мер (актов), ограничивающих учреждение и деятель­ность иностранных поставщиков, т.е. продажу иностранных услуг на внутреннем рынке.
С точки зрения ГАТС, к таким мерам относятся любые законы, правила, процедуры, административные и другие решения, кото­рые касаются особых условий:

  • покупки, продажи или использования услуги;
  • доступа к услуге (например, ограничения в открытии счетов в банках для российских граждан);
  • присутствия лица, предоставляющего услугу (например, ограничения на учреждение банка или на въезд и/или деятель­ность врача).

Поэтому каждая страна при присоединении к ГАТС принимает на себя обязательства по либерализации доступа иностранных услуг, или поставщиков услуг, на собственный рынок. Такие обязательства фиксируются в специальных приложениях к ГАТС от­дельно для каждой страны. Они представляют собой закрепление дополнительных требований, предъявляемых к иностранному по­ставщику и иностранной услуге.
Такие требования могут касаться, например:

  • максимального уровня иностранных инвестиций в конкрет­ный сектор от общего уровня капиталовложений (совокупный уставный капитал иностранных инвестиций в России в секторе страхования не может превышать 15 процентов от совокупного уставного капитала всех, т. е. российских и иностранных, страхов­щиков);
  • или ограничений на количество учрежденных представи­тельств (например, в России таких ограничений касаются откры­тия представительств иностранных банков в регионах):
  • или ограничений на объем предоставляемых иностранцам услуг или количество услуг;
  • или ограничений на численность персонала, задействован­ного в том или ином секторе услуг;
  • или ограничений на выбор юридической (организацион­но-правовой) формы компании, предоставляющей услуги;
  • или ограничений в виде квоты на общее количество постав­щиков услуг, работающих в том или ином секторе.

Национальные обязательства по доступу на рынок состоят в предоставлении заверения другим странам-участницам, что стра­на, их принявшая, не будет ухудшать зафиксированные ограниче­ния условий доступа на национальный рынок в определенном секторе услуг. Если страны ВТО не делают специальных оговорок в списках специфических обязательств, то они обязаны предо­ставлять иностранным услугам и поставщикам услуг национальный режим, то есть режим не худший, чем тот, который распространяется на такие же национальные их собственные услу­ги или поставщиков услуг.
В тех случаях, когда в списки специфических обязательств включены особые оговорки, то применение обязательства нацио­нального режима ограничено. Например, такие оговорки широко распространены в области профессиональных услуг: возможно уч­реждение дочернего общества на национальной территории, явля­ющегося формой коммерческого присутствия иностранного поставщика, однако для менеджмента такой компании может быть установлено требование использовать резидентов страны де­ятельности, имеющих национальные дипломы об образовании.
Часто такие оговорки (специальные требования) имеют гори­зонтальный характер, то есть распространяются на все секторы услуг (например, во многих странах существуют требования полу­чения специального разрешения на приобретение недвижимости для иностранцев).
Во всех случаях фиксированные специфические обязательства по доступу на рынки услуг соответствующих стран обязаны соот­ветствовать следующим условиям:

  • обеспечить соблюдение национального законодательства, касающегося торговли услугами, «разумным и объективным спо­собом»;
  • предоставлять иностранным поставщикам услуг разреше­ния, требующиеся для предоставления услуг в течение «разумного периода времени» (безусловно, понятия «объективности» и «ра­зумности» достаточно расплывчаты для международного договора. Однако они устанавливают рамки для действий национальных ор­ганов, регулирующих торговлю услугами);
  • не применять ограничений к международным переводам де­нежных средств и платежам, за исключением случаев серьезных проблем с состоянием платежного баланса.

Такие обязательства фиксируются в виде таблиц или списков, которые являются неотъемлемой частью ГАТС. Включая в пере­чень обязательств тот или иной сектор или подсектор услуг, стра­на таким образом подтверждает свое намерение выполнять в отношении этого сектора или подсектора общие обязательства по доступу на рынок и обязательства предоставить национальный ре­жим. Конечно, страна вправе указать ограничения, которые будут применяться в отношении каждого в отдельности способа достав­ки услуг.
Такие ограничения могут быть:

  • горизонтальными, то есть касающимися всех или целого ряда секторов услуг (например, таким ограничением может быть требование получения разрешения на учреждение компании или разрешения на работу в случае предоставления услуг физическими лицами);
  • касающимися только отдельного сектора услуг или способа предоставления услуг в этом секторе.

Такие ограничения главным образом касаются предоставления услуг через коммерческое присутствие (то есть при учреждении компании на иностранной территории) и заключаются в установ­лении следующих требований:

  • обязательном учреждении компании в форме совместного предприятия;
  • запрете иностранному поставщику владеть контрольным па­кетом акций такой компании;
  • установлении числа членов совета управляющих компании, которые должны являться гражданами страны пребывания компа­нии;
  • установлении требований к технологиям и менеджменту, используемым компанией;
  • установлении требований, связанных с подготовкой мест­ных кадров;
  • установлении требований об обязательном привлечении к деятельности компании в качестве агентов или в рамках субконт­рактов местных поставщиков услуг;
  • обязательном предоставлении подробной регулярной ин­формации о деятельности компании.

ГАТС не содержит требований к присоединяющимся странам или странам-участницам о принятии обязательства по доступу на рынок во всех секторах; в тех случаях, когда тот или иной сектор услуг находится в стадии становления, когда не определены наци­ональные интересы в отношении защиты сектора от иностранной конкуренции, не сформирована стабильная регулирующая база, страна может заявить о том, что в отношении конкретного секто­ра, подсектора или способа предоставления услуги она не намере­на брать специфических обязательств, то есть сохранит возможность произвольного изменения требований к доступу на соответствующий рынок услуг. При этом, если сектор не включен в список изъятий из РНБ, доступ к соответствующему рынку ино­странных услуг и поставщиков услуг должен осуществляться на недискриминационной основе.
Конечно, намерению страны, претендующей на участие в ГАТС, оставить «свободу маневра» в отношении характера регулирования иностранного доступа на тот или иной рынок будут противодейст­вовать страны ВТО, заинтересованные, по естественным причи­нам, в обратном, то есть в открытии для своих поставщиков услуг доступа на соответствующий рынок. Многие страны ГАТС, особен­но развивающиеся, приняли ограниченные обязательства по либе­рализации доступа на конкретные рынки услуг.
Ниже приводится описание типичных обязательств в секторе финансовых услуг. Сектор включает в себя широкий круг услуг по страхованию, перестрахованию, банковских и других финансовых услуг.
Подготовленное в рамках ГАТС специальное соглашение по финансовым услугам предусматривает:

  • обязательства по увеличению числа лицензий на учреждение иностранных финансовых институтов;
  • фиксирование гарантированного уровня иностранного учас­тия в дочерних компаниях, филиалах и представительствах банков и страховых компаний. Такое обязательство предполагает, что уровень доступа (например, действующий в России 15-процент­ный уровень иностранного капитала в страховом секторе) не дол­жен уменьшаться;
  • устранение требований к национальности для членов прав­ления финансовых институтов;
  • участие иностранных банков в национальных расчетных сис­темах.

В отношении финансовых услуг действует специальное прави­ло, предусматривающее возможность принятия мер, выходящих за рамки и/или противоречащих обязательствам по ГАТС, по при­чинам, продиктованным благоразумием, и имеющих целью защи­ту инвесторов, вкладчиков, держателей вкладов или обеспечение целостности и стабильности финансовой системы.
Положения ГАТС, касающиеся финансовых услуг, не исклю­чают осуществления жесткого контроля со стороны органов наци­онального страхового надзора за учреждением и деятельностью иностранных страховщиков в принимающих странах на основе принципов, выработанных в рамках международной практики:

  • все страховщики с иностранным участием должны на консо­лидированной основе контролироваться надзорным органом стра­ны учреждения;
  • для создания иностранным страховщиком дочерней компа­нии/отделения за границей необходимо разрешение как надзор­ного органа в стране постоянного пребывания, так и надзорного органа в стране, где открывается отделение/дочерняя компания;
  • надзорные органы должны иметь право получать информа­цию от иностранных страховщиков, действующих в стране над­зорного органа;
  • если принимающая страна придет к выводу, что одно из этих требований не выполняется, она может принять ограничительные меры.

Кроме того, отдельное Соглашение по финансовым услугам предусматривает:

  • включение в «списки обязательств», существующих у нацио­нальных финансовых компаний, монопольных прав (то есть иск­лючений из национального режима);
  • предоставление РНБ и HP при приобретении финансовых услуг государственными учреждениями (как упоминалось ранее, услуги, приобретаемые госучреждениями, под действие этого принципа не подпадают);
  • предоставление доступа на рынок и HP для поставщиков финансовых услуг — нерезидентов в отношении трансграничной торговли некоторыми видами страховых услуг: например, в России трансграничная торговля страховыми услуга­ми не разрешена, за исключением услуг в области перестрахова­ния;
  • предоставление права коммерческого присутствия (учрежде­ния компании);
  • предоставление разрешения иностранным поставщикам услуг предлагать на территории других стран любые новые финан­совые услуги;
  • обязательства в отношении временного пребывания руково­дящего персонала финансовых компаний на территории страны, где учреждается иностранная финансовая компания;
  • предоставление доступа к системам безналичных расчетов, созданных госструктурами, и к государственным системам финан­сирования и рефинансирования;
  • предоставление национального режима иностранным по­ставщикам финансовых услуг к фондовым и фьючерсным рынкам или биржам, расчетным палатам или ассоциациям.

Создание ВТО и включение Генерального Соглашения по тор­говле услугами в состав основных документов, регламентирующих деятельность организации, уже сегодня оказывают огромное воз­действие на либерализацию международного и национального ре­гулирования торговли страховыми услугами. В частности, еще в период ведения переговоров о ГАТС было существенно изменено законодательство Японии, обеспечивающее теперь более свобод­ные условия доступа иностранных страховщиков на националь­ные рынки страховых услуг в области страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни. Все в большей мере под влиянием ВТО изменяется страховое законодательство Китая. Иностранные страховщики и перестраховщики имеют право уч­реждать дочерние общества теперь не только в Шанхае, но и на других административных территориях, существенно сокращен размер обязательной цессии по страхованию иному, чем страхова­ние жизни, в пользу национального перестраховщика «China Re», разрешено открытие филиалов и т.п.
Можно прогнозировать все большее значение Всемирной тор­говой организации в рамках продолжающейся глобализации ми­рового  страхового рынка  и  появление  помимо мер, либерализирующих торговлю страховыми услугами, также и мер международного регулирования, обеспечивающего защиту инте­ресов страхователей и застрахованных по договорам, заключен­ным с иностранными страховщиками и перестраховщиками. В этой связи все большее значение должно быть уделено развитию международного частного права в области страхования, использо­вания правовых механизмов, обеспечивающих защиту интересов «массового» потребителя страховой услуги, сходных с теми, кото­рые применяются в рамках единого страхового рынка Европей­ского Союза.

Рынок страховых услуг. Мировой рынок страховых услуг.




- активы фирмы
- договор расторжения аренды образец
- малый бизнес
- оценка рентабельности предприятия
- соглашение о расторжении договора хранения


 

Медиа Контекст

Реклама

Мировой рынок страховых услуг

Статистика

Мировой Страховой рынок Rambler's Top100