Рынок страховых услуг. Мировой рынок страховых услуг.
Мировая история регулирования торговли товарами и услугами в современной форме путем создания специально учрежденной в этих целях международной организации и принятия международных соглашений, обязывающих страны-участницы следовать определенным принципам, предусматривающим доступ иностранных товаров на национальную территорию, было положено принятием в 1947 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Лишь спустя 47 лет, в 1994 г., после 8-летнего периода переговоров в рамках так называемого Уругвайского Раунда, 104 странами-участницами было подписано Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО).
В компетенцию ВТО, помимо организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей, являющихся пр11ложе-нием к Соглашению о ВТО, входит и ведение дальнейших переговоров как о развитии правовой системы международной торговли товарами и услугами, так и о присоединении новых стран. Уругвайский Раунд принял также Генеральное Соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое также является неотъемлемой частью правовой системы ВТО. Впервые режим регулирования торговли услугами оказался под влиянием международного права. По оценкам специалистов, в начале 90-х гг. общий объем экспорта услуг, предоставляемых только в режиме трансграничной торговли, оценивался в размере 1,2 трлн. долл.
Сложность включения «услуг» как объекта международной торговли в предмет регулирования правовыми нормами ВТО связана с разнохарактерностью, разноплановостью, разнородностью различных видов услуг. Достаточно трудно найти унифицированный подход к регулированию международной торговли услугами, установлению факта «продажи» и «потребления» услуги (к примеру, в области связи, банковской и страховой деятельности, обучения и т.п.). Еще большую сложность в этой связи представляет регламентация международной торговли финансовыми, или, как иногда их называют, «невидимыми» услугами.
Это потребовало выработки дополнительного правового понятийного аппарата, определяющего такие термины, как «услуга», способы доставки услуг потребителю, виды коммерческого присутствия производителя услуг на национальной территории производителя услуг, разделение в целях регулирования понятий «коммерческое присутствие» и «проведение операций», а также других вопросов, связанных с международной торговлей услугами. В этом смысле Генеральное соглашение о торговле услугами несомненно представляет собой значительно более сложный и комплексный источник права, нежели ранее использовавшийся правовой инструментарий Генерального соглашения о тарифах и торговле.
В системе международной торговли товарами и услугами используется Единый классификатор продукта ООН, объединяющий товары и услуги. Он включает 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов, в том числе седьмой раздел «Финансовые услуги, включая страхование», в свою очередь объединяющий банковские услуги (коды 811, 813 и соответствующие дополнительные коды), страховые услуги (код 812 и соответствующие дополнительные коды) и другие.
Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, имеющиеся классификации деления результатов труда в различных видах деятельности на категории построены исходя из различных целей и терминологии различных областей знаний. Во-вторых, в страховании, хотя и создается вновь созданная стоимость в виде затрат труда на проведение страховых операций (та часть страховой премии, которая именуется «нагрузкой» и призвана компенсировать расходы страховых организаций на ведение дел), основная часть страховой премии формируется за счет перераспределения части необходимого продукта, создаваемого в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики.
Действительно, страховая премия, уплачиваемая по договорам страхования, заключаемым юридическими лицами, являющаяся общественно необходимыми затратами и подлежащая включению в состав себестоимости, составляет часть производимого ими основного продукта. Проведенный анализ показывает, что страхование не может рассматриваться как товар. При этом деятельность по страхованию в масштабах макроэкономики связана с предоставлением страховщиками хозяйствующим субъектам и гражданам услуги по страховой защите. Такое понимание содержания деятельности страховщика мы находим и в зарубежной литературе: «Если говорить упрощенно, страховщики не продают никакого материального продукта, их продукт может быть квалифицирован как «невидимая деятельность» в терминах международной торговли. Понятие «услуги» является фундаментальным в страховании».
В организационной деятельности страховщика, в том числе по разработке условий нового вида страхования, его маркетинга, рекламы, продаж, учета и т. д. выделение «продуктовых линий» в страховании вполне оправданно, поскольку предметом классификации является микроэкономика в масштабах одной отдельно взятой страховой организации.
Возвращаясь к классификатору страховых услуг, используемому в ГАТС, обратим внимание на выделение подвидов услуг в страховании. Общее понятие «страховая услуга» объединяет:
- услуги по проведению прямого страхования (включая со-страхование), в том числе:
а) по страхованию жизни;
б) по страхованию иному, чем страхование жизни;
- услуги по перестрахованию и ретроцессии;
- услуги страховых посредников, в том числе страховых брокеров и агентов;
- услуги, связанные со страхованием, такие, как консультационные, актуарные услуги, услуги по оценке риска и урегулированию убытков.
Регулирование, практика и процедуры ГАТС применяются и рассматриваются странами-участницами по каждому из подвидов указанных страховых услуг в отдельности.
Так же как и законодательство стран Европейского Союза, правовые акты ВТО не содержат прямого определения понятия «страхование» или понятия «страховая услуга». ГАТС презюмирует использование национального определения «страхования» и субъектов, имеющих право на оказание объединяемых этим понятием услуг. Обратим внимание на то, что классификатор ВТО, в отличие от рассмотренных нами классификаций видов страхования, в целях лицензирования в законодательстве ЕС или Российской Федерации не устанавливает конкретного перечня «классов» или видов страхования, объединенных в «страхование жизни» и «страхование иное, чем страхование жизни». Определяющим в дальнейшей классификации видов страхования является национальное законодательство, однако, по нашему мнению, возможная противоречивость действующих национальных классификаций лицензируемых «классов» страхования может в дальнейшем породить немало споров между странами-участницами. Например, классификация классов страхования по страхованию иному, чем страхование жизни, применяемой в странах ЕС, содержит «страхование финансовых гарантий», особый вид имущественного страхования, цель которого — предоставление страховщиком гарантий третьим лицам в случае неисполнения страхователем договорных обязательств. В российском законодательстве, несмотря на разрешение страховым обществам выдавать такие гарантии наравне с банками и кредитными организациями (ст.368 ГК РФ), этот вид деятельности не рассматривается как страховая деятельность. В результате возникает коллизия, связанная с тем, что возможный перечень страховых операций по законодательству РФ оказывается несколько уже, чем в странах ЕС, а также в следующих структуре страхового права ЕС странах (страны Балтии, Польша, Венгрия и другие).
Классификатор ГАТС вводит также и новое для международного права понятие «прямое» страхование, имея в виду его отличие от договора перестрахования (толкование по тексту). В практике страхования под договором «прямого» страхования понимают договор, заключенный между страхователем и страховщиком, независимо от того, заключен он о страховании жизни или иного имущественного интереса, с участием или без страхового посредника. Под определением «страховая услуга» понимают не только оказание услуг по страхованию и перестрахованию, но также и посреднических услуг в области страхования, а также связанных со страхованием услуг. По нашему мнению, это может иметь важное значение в том числе и для развития российского страхового законодательства и регулирования деятельности российского страхового рынка после присоединения России к ВТО. В области налогового и административного права, например, это дает основание для толкования всякой из перечисленных в классификаторе деятельности как подлежащей надзору со стороны федерального органа по надзору за страховой деятельностью, дает основание для прекращения дискуссии о том, подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость деятельность страховых посредников, и другие.
Наконец, приведенное содержание понятия «страховая услуга» заставляет вновь вернуться к постановке вопроса и разработке законов и законодательных актов, регулирующих деятельность страховых посредников (брокеров и агентов), актуариев, лиц, занятых оценкой страховых рисков и урегулированием страховых убытков. На наш взгляд, очевиден существенный пробел в российском законодательстве по регламентации указанных видов деятельности в области страхования, который становится особенно актуальным при разработке национальных обязательств России при присоединении к ВТО. К примеру, актуарная деятельность и право на оказание таких услуг: современное российское законодательство не содержит норм, определяющих содержание, назначение и цель такой деятельности, отсутствуют правила и порядок оценки «профессиональной квалификации» лиц, имеющих право оказывать такие услуги, наконец, отсутствует законная процедура, определяющая место заключения актуария о соответствии размеров страховых резервов, оценки и размещения активов, расчет маржи платежеспособности по требованиям законодательства РФ и так далее. Известно множество примеров, когда национальное законодательство стран—участниц ВТО содержит прямые и однозначные нормы, регулирующие деятельность актуариев.
Сейчас рано делать окончательные выводы о том, какую роль будет играть ВТО в системе многосторонних межгосударственных организаций. Спектр высказанных мнений достаточно широк: от ее характеристики как несозданного в 1948 г. третьего звена в так называемой Бреттон-Вудской системе учреждений (МВФ, Мировой банк и Международная торговая организация) до достаточно весомой точки зрения о том, что новая организация не будет более крупной, дорогостоящей или существенно отличающейся от ГАТТ. Правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет правовые условия осуществления мировой торговли товарами и услугами в ближайшие годы. Правительства стран—участниц ВТО создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные и предсказуемые правила движения товаров и услуг на мировом рынке.
ГАТТ — это основа ВТО и база многостороннего регулирования международной торговли товарами.
15 апреля 1994 г. в городе Марракеше официальный документ о завершении переговоров — Заключительный акт — был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации — ВТО.
Главная особенность Заключительного акта в том, что результаты Уругвайского раунда представлены как единый пакет правовых документов, принятие которых обязательно для стран — членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений, что означало важнейший политический поворот в организации международной торговой системы.
С другой стороны, внимательный анализ Соглашения об учреждении ВТО показывает, что участники Уругвайского раунда отказались от намерения создать всеобъемлющую и развитую в правовом плане организацию с самостоятельным уставом.
Цели деятельности ВТО, официально отраженные в Заключительном акте, могут быть сведены к следующим: укрепление мировой экономики и направление усилий на расширение торговли, увеличение инвестиций, повышение уровня доходов стран и населения во всем мире.
Принципы ВТО, как это было отмечено выше, во многом повторяют Генеральное Соглашение о торговле товарами:
- торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования);
- предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам;
- содействие справедливой конкуренции;
- защита посредством таможенных пошлин;
- поощрение развития и экономических реформ.
Определение функций ВТО в системе международной торговли товарами и услугами потребует значительного времени и, без сомнения, будет зависеть от политической воли стран-участниц, однако уже сейчас они связаны со следующими видами деятельности:
- административная работа, связанная с исполнением многосторонних соглашений, которые составляют ВТО;
- наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли;
- обеспечение механизма урегулирования торговых споров;
- наблюдение за торговой политикой государств;
- сотрудничество с другими международными организациями, влияющими на определение глобальной торговой политики.
Важная особенность ВТО — круг ее ведения определяется соглашениями и договоренностями, общим числом 56. Они связаны с торговлей товарами, услугами и торговыми аспектами прав интеллектуальной собственности. Обозначились и некоторые новые направления развития ВТО: в области торговли и экологии, прямых иностранных инвестиций, ограничительной деловой практики и конкуренции, информационных технологий.
Правовая конструкция ВТО открыта для дальнейшего развития в сторону включения новых областей, что может полностью изменить достигнутый баланс интересов и обязательств. Режим наибольшего благоприятствования применяется в отношениях как между крупными блоками: Европейский Союз, НАФТА, более мелкими региональными группами стран, так и в отношениях между этими группами стран и отдельными странами. Регионализация торговых потоков и создание замкнутых экономических группировок могут свести к минимуму результаты применения принципа наибольшего благоприятствования, особенно для небольших государств.
Режим, которым развивающиеся страны пользовались в ГАТТ, позволял им не участвовать во многих договоренностях и соглашениях, что создавало для них льготный режим в рамках международной торговой системы. Сейчас эти льготы либо исчезли, либо существенно ослабли. Можно предполагать, что это приведет к росту напряженности в рамках ВТО в отношениях между развитыми и развивающимися государствами.
В основе принципов регулирования международной торговли в рамках ВТО — использование в качестве основных правовых условий режима наиболее благоприятствуемой нации и национальный режим во всех областях, входящих в компетенцию ВТО, усиление функций по контролю и надзору за тем, как страны — члены ВТО на практике выполняют взятые на себя обязательства, и создание для этой цели необходимого организационного механизма.
Намерение стран — членов ВТО решать спорные и конфликтные ситуации путем консультаций, переговоров и поиска компромиссов. Соглашение о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны — члены ВТО должны провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.
Сложный комплекс соглашений, договоренностей, решений и деклараций окажется действительным лишь настолько, насколько правительства государств — членов ВТО будут готовы выполнять обязательства этих правовых документов, будут придерживаться принципа равного их применения как к большим, так и к малым участникам международной торговли, будут на практике использовать межгосударственные механизмы, создаваемые в рамках ВТО.
Соглашение об учреждении ВТО состоит из преамбулы, 16 статей и четырех приложений. Помимо общих ссылок, Соглашение не содержит каких-либо норм и правил торговли (касающихся, например, режима наибольшего благоприятствования, национального режима, недискриминации и т.п.) и предусматривает создание многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда. Правовые документы в приложениях 1, 2 и 3 — неотъемлемые составные части Соглашения о ВТО, и их положения создают права и обязанности для всех участников ВТО.
Ст. XVI, параграф 1 Соглашения об учреждении ВТО прямо устанавливает: ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой ГАТТ и органов, созданных в рамках ГАТТ, а Секретариат ГАТТ становится Секретариатом ВТО.
Главный орган ВТО — Конференция на уровне министров, собирающаяся раз в два года, — может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конференциями ее функции будет выполнять Генеральный Совет.
В составе ВТО созданы Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Организованы также Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанный с состоянием платежного баланса, и Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.
Соглашение предусматривало создание Секретариата ВТО во главе с Генеральным директором, которому даются полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведений и функции.
Организационно-правовой механизм ВТО состоит из 3 частей: Генерального соглашения по тарифам и торговле в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Статья XI Соглашения устанавливает, что в рамках ВТО будет продолжать действовать система ГАТТ-1947 о принятии решений путем консенсуса. Однако в тех случаях, когда на основе консенсуса решение принять не удается, оно будет приниматься голосованием. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в три четверти голосов Решение Генерального Совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, будет приниматься исключительно путем консенсуса.
ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет организации и размер взносов отдельных стран-участниц основываются на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947.
Присоединяющиеся страны делятся на несколько групп. Участницы ГАТТ, чтобы быть членами ВТО, должны принять многосторонние торговые соглашения, развивающие ГАТТ и содержащиеся в приложении 1А, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Страны—участницы Уругвайского раунда (не члены ГАТТ), чтобы стать членами ВТО, должны сначала завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947.
Помимо этого, в июле 1993 г. Комитет по торговым переговорам постановил, что страны и территории, ведущие переговоры в ГАТТ, но не имеющие статуса участника Уругвайского раунда, могут принимать участие в Раунде и вести переговоры об условиях присоединения к ВТО.
Любое государство может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО.
Статья XII Соглашения об учреждении ВТО устанавливает, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению Многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.
Страна, присоединяющаяся к Соглашению о ВТО после его вступления в силу, должна осуществить такие уступки и принять такие обязательства по многосторонним торговым соглашениям, которые должны бы были быть осуществлены ею в период с начала вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО.
Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, предоставляя Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать три протокола, содержащие перечень уступок и обязательств в этой области (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок услуг).
Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному Совету ВТО, содержащий краткое содержание дискуссии и выводы Рабочей группы. Доклад Рабочей группы и протокол о Присоединении должны быть одобрены Генеральным Советом ВТО. Решение Генеральный Совет принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присоединяющейся стороной.
Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) закладывает принципиально новую договорную основу регулирования торговли услугами и содержит новые концепции и понятия, такие, как собственно «торговля услугами», под которой понимают четыре способа предоставления услуг, а именно:
- в форме трансграничной торговли;
- в форме движения потребителей к поставщику услуги;
- в форме коммерческого присутствия иностранного поставщика на национальной территории потребителя;
- в форме присутствия физических лиц на национальной территории потребителя для предоставления услуг.
Генеральное Соглашение по торговле услугами было принято 15 декабря 1993 г. в Женеве и включено в документы Заключительного акта, учредившего ВТО.
ГАТС содержит отправные принципы, которые составят основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами, и повлияет на развитие национальных правовых систем. Участие в многостороннем Соглашении налагает определенные обязательства на национальную политику стран-участниц. Однако Соглашение может помочь имплементировать желаемые изменения национальной политики. Участие может усилить кредитоспособность стран и помочь правительствам настаивать на изменении политики влиятельных кругов в будущем.
Экономическая эффективность может требовать некоторого регулирования, но это не означает жесткой дискриминации в отношении иностранных поставщиков, это только усиливает конкуренцию. Если правительства желают оказать поддержку национальной индустрии, то лучшее решение для этого — субсидировать эту индустрию, но не ограничивать доступ иностранных компаний. Хотя нет общего запрета на количественное использование ограничений в ГАТС (в отличие от ГАТТ), статья о доступе на рынок перечисляет ряд таких мер. Более того, хотя ГАТС признает возможный негативный эффект государственных субсидий, оно считает, что использование субсидий важно для развивающихся стран.
Остановимся на отдельных положениях Соглашения более подробно. Соглашение по услугам, являющееся, частью Заключительного акта Уругвайского раунда, базируется на трех основах. Первую основу составляет рамочная часть Соглашения, содержащая основные обязательства для всех участвующих стран. Вторую основу образует ряд приложений, касающихся специфической ситуации в отдельных секторах сферы услуг. Третью основу составляет национальная программа обязательств, где изложены конкретные национальные обязательства, которые станут предметом дальнейшего процесса либерализации.
ГАТС имеет 29 статей, объединенных в 5 разделов:
1. Круг ведения и термины.
2. Общие обязательства и дисциплина.
3. Специальные обязательства.
4. Прогрессивная либерализация торговли услугами.
5. Процедурные и заключительные положения.
Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся торговли отдельными видами услуг.
Статья первая Соглашения определяет, что его предметом являются меры, затрагивающие торговлю услугами. Термин «меры» раскрывается как мероприятия, воздействующие на торговлю услугами, осуществляемые центральными, региональными и местными национальными органами власти, а также неправительственными учреждениями и организациями, через которые осуществляется юрисдикция правительства. При этом каждая договаривающаяся сторона принимает на себя полную ответственность за соблюдение всех положений ГАТС и должна предпринять разумные действия, чтобы обеспечить соблюдение положений ГАТС региональными и местными органами власти.
ГАТС распространяется на все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, включая услуги, поставка которых вызвана выполнением правительством функций управления (так называемые государственные закупки)
Текст Соглашения впервые в мировой практике содержит определение термина «торговля услугами». Ст. 28 Соглашения раскрывает ряд других важных концептуальных положений, которые содержатся в ст.1. «Поставка услуг» определяется как их производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка. «Торговля услугами» представляет собой их трансграничное перемещение или их производство и потребление иностранными физическими и юридическими лицами на территории каждой страны-участницы.
Под «физическим лицом» понимается гражданин одной из стран-участниц, а также в отношении ЕС и территорий, имеющих полную автономию ведения внешнеэкономических отношений, как лицо, имеющее право постоянного проживания на этой территории или в ЕС.
«Юридическое лицо» определяется как предприятие, учрежденное в соответствии с национальным законодательством на территории страны-участницы, а также любое совместное предприятие или ассоциация, принадлежащая частному лицу или правительству.
«Коммерческое присутствие» означает любое коммерческое или деловое присутствие на территории страны-участницы в целях поставки услуг. Форма коммерческого присутствия иностранного поставщика услуг на национальной территории определяется национальным законодательством страны потребителей услуги. Коммерческое присутствие может быть связано с требованием национального законодательства об учреждении дочернего общества иностранным поставщиком услуг, или филиала, или представительства.
ГАТС впервые на многосторонне согласованном уровне дает четкие определения многих положений и понятий, без которых невозможно создание многосторонней системы правил, обеспечивающих международную торговлю услугами.
Часть вторая ГАТС содержит общие обязательства и вопросы поддержания дисциплины. Основополагающее обязательство в отношении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) предусматривает, что каждая страна-участница должна предоставить немедленно и без каких-либо условий при поставке услуг поставщикам услуг из других стран-участников режим не менее благоприятный, чем предоставляется при поставке услуг поставщикам услуг из любой другой страны. Однако признается, что предоставление режима РНБ может быть невозможным в отношении всех видов деятельности в сфере услуг, и поэтому допускается, что участники могут указать конкретные изъятия из режима РНБ. Условия для таких изъятий указаны в приложении. Предусматривается их пересмотр через пять лет, а общий срок действия определен, как правило, в десять лет.
Обязательство в отношении открытости («транспарентности») включает публикацию всех относящихся к сфере услуг законов и других нормативных актов.
В интересах содействия расширяющемуся участию развивающихся стран в мировой торговле услугами предусматриваются специальные уступки для этих государств в части третьей Соглашения. Этому посвящены три статьи:
- Национальный режим.
- Доступ на рынок.
- Дополнительные уступки.
Эти статьи не являются общими и относятся исключительно к торговле услугами. Услуги и поставщики услуг подчиняются только условиям и требованиям, которые имеются в законодательстве соответствующей страны. Ст. 16 устанавливает, что «любые ограничения, имеющиеся в законодательстве страны, не должны противоречить Соглашению».
ГАТС предлагает различные возможности для более эффективного сотрудничества в сфере услуг для всех стран, участвующих в Соглашении, и, конечно, содержит ряд правил и принципов, которые касаются развивающихся стран.
Преамбула ГАТС устанавливает, что «первоначальной целью участников является заложение фундамента сферы торговли услугами в целях расширения этой торговли согласно условиям взаимности и прогрессивной либерализации, которые способствуют экономическому росту всех торговых партнеров и развитию развивающихся стран». Более того, Соглашение направлено на увеличение участия развивающихся стран в международной торговле услугами, увеличение экспорта услуг, укрепление их внутренней сферы услуг.
Ст. 4 предполагает три способа увеличения роли развивающихся стран в международной торговле услугами:
1) развитие и укрепление сектора услуг в развивающихся странах путем применения новых технологий, предоставляемых на коммерческой основе;
2) упрощение доступа таких стран к международным системам продаж услуг и информационным сетям;
3) либерализация доступа на национальные рынки услуг в обмен на экспорт товаров и услуг, представляющих для них интерес.
Вместе с тем отмеченная статья не освобождает развивающиеся страны от любых обязательств Соглашения.
Ст. 5 посвящена экономической интеграции и позволяет участникам ГАТС вступать в благоприятные торгово-либерализационные соглашения. Такие соглашения подчиняются определенным условиям, но они не должны препятствовать странам — не членам ГАТС в поставке услуг.
Часть четвертая Соглашения создает основу для дальнейшей либерализации в сфере услуг посредством последовательных раундов переговоров и развития национальных программ обязательств. Через три года участникам разрешается изменить или отозвать принятые в своих программах обязательства. В этом случае должны быть проведены переговоры с заинтересованными участниками, чтобы осуществить компенсирующие мероприятия. При невозможности достичь согласия вопрос о компенсации решает арбитраж.
В части пятой Соглашения содержатся институционные положения, включая вопросы организации консультаций и решения споров, а также создания Совета по торговле услугами. Полномочия Совета устанавливаются решением Конференции министров.
Первое приложение к Соглашению посвящено миграции рабочей силы. Участникам разрешается вступать в переговоры о конкретных обязательствах по вопросам перемещения физических лиц, оказывающих услуги. Однако Соглашение не касается мер, регулирующих занятость, гражданство, проживание или занятость на постоянной основе.
Положение о финансовых услугах, преимущественно о банковских и страховых, устанавливает право участников, независимо от других положений, принимать разумные меры для зашиты интересов инвесторов, держателей вкладов и договоров страхования и целостности и стабильности финансовой системы. Однако последующие договоренности по вопросам финансовых услуг позволяют заинтересованным участникам принимать обязательства о финансовых услугах, применяя различные способы защиты национальных и региональных интересов.
В отношении доступа к рынку договоренность содержит более детальные обязательства, среди прочего о монопольных правах, трансграничной торговле, а также о передаче финансовой информации и переводе платежей, о правах создавать или расширять коммерческое присутствие и временном пребывании персонала.
Важным для сектора страховых услуг является то, что приложение содержит классификацию страховых услуг (рассмотренную нами ранее), на предоставление которых в рамках международной торговли распространяются меры и мероприятия ГАТС.
Второе приложение и решение о финансовых услугах подтверждают, что обязательства в этом секторе будут претворяться в жизнь на основе предоставления продавцам услуг режима наибольшего благоприятствования и разрешают участникам пересмотреть и уточнить свои обязательства и изъятия из РЫБ е течение шести месяцев после вступления в силу Соглашения.
Процесс обмена предложениями и просьбами в интересах либерализации торговли услугами является важным элементом Уругвайского раунда. В настоящее время страны представили около 100 списков национальных обязательств (в том числе программа Европейского Союза в качестве единой программы). В результате, каждый будущий член ГАТС включил для переговоров обязательства в отношении доступа к рынку и национального режима свою программу, которая вступит в силу как неотъемлемая часть ГАТС.
При торговле товарами защита внутреннего рынка в основном осуществляется через применение ограничений на таможенной границе (например, за счет применения импортных тарифов, количественных и иных ограничений ввоза). В сфере услуг такая защита осуществляется преимущественно через принятие специальных мер (актов), ограничивающих учреждение и деятельность иностранных поставщиков, т.е. продажу иностранных услуг на внутреннем рынке.
С точки зрения ГАТС, к таким мерам относятся любые законы, правила, процедуры, административные и другие решения, которые касаются особых условий:
- покупки, продажи или использования услуги;
- доступа к услуге (например, ограничения в открытии счетов в банках для российских граждан);
- присутствия лица, предоставляющего услугу (например, ограничения на учреждение банка или на въезд и/или деятельность врача).
Поэтому каждая страна при присоединении к ГАТС принимает на себя обязательства по либерализации доступа иностранных услуг, или поставщиков услуг, на собственный рынок. Такие обязательства фиксируются в специальных приложениях к ГАТС отдельно для каждой страны. Они представляют собой закрепление дополнительных требований, предъявляемых к иностранному поставщику и иностранной услуге.
Такие требования могут касаться, например:
- максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор от общего уровня капиталовложений (совокупный уставный капитал иностранных инвестиций в России в секторе страхования не может превышать 15 процентов от совокупного уставного капитала всех, т. е. российских и иностранных, страховщиков);
- или ограничений на количество учрежденных представительств (например, в России таких ограничений касаются открытия представительств иностранных банков в регионах):
- или ограничений на объем предоставляемых иностранцам услуг или количество услуг;
- или ограничений на численность персонала, задействованного в том или ином секторе услуг;
- или ограничений на выбор юридической (организационно-правовой) формы компании, предоставляющей услуги;
- или ограничений в виде квоты на общее количество поставщиков услуг, работающих в том или ином секторе.
Национальные обязательства по доступу на рынок состоят в предоставлении заверения другим странам-участницам, что страна, их принявшая, не будет ухудшать зафиксированные ограничения условий доступа на национальный рынок в определенном секторе услуг. Если страны ВТО не делают специальных оговорок в списках специфических обязательств, то они обязаны предоставлять иностранным услугам и поставщикам услуг национальный режим, то есть режим не худший, чем тот, который распространяется на такие же национальные их собственные услуги или поставщиков услуг.
В тех случаях, когда в списки специфических обязательств включены особые оговорки, то применение обязательства национального режима ограничено. Например, такие оговорки широко распространены в области профессиональных услуг: возможно учреждение дочернего общества на национальной территории, являющегося формой коммерческого присутствия иностранного поставщика, однако для менеджмента такой компании может быть установлено требование использовать резидентов страны деятельности, имеющих национальные дипломы об образовании.
Часто такие оговорки (специальные требования) имеют горизонтальный характер, то есть распространяются на все секторы услуг (например, во многих странах существуют требования получения специального разрешения на приобретение недвижимости для иностранцев).
Во всех случаях фиксированные специфические обязательства по доступу на рынки услуг соответствующих стран обязаны соответствовать следующим условиям:
- обеспечить соблюдение национального законодательства, касающегося торговли услугами, «разумным и объективным способом»;
- предоставлять иностранным поставщикам услуг разрешения, требующиеся для предоставления услуг в течение «разумного периода времени» (безусловно, понятия «объективности» и «разумности» достаточно расплывчаты для международного договора. Однако они устанавливают рамки для действий национальных органов, регулирующих торговлю услугами);
- не применять ограничений к международным переводам денежных средств и платежам, за исключением случаев серьезных проблем с состоянием платежного баланса.
Такие обязательства фиксируются в виде таблиц или списков, которые являются неотъемлемой частью ГАТС. Включая в перечень обязательств тот или иной сектор или подсектор услуг, страна таким образом подтверждает свое намерение выполнять в отношении этого сектора или подсектора общие обязательства по доступу на рынок и обязательства предоставить национальный режим. Конечно, страна вправе указать ограничения, которые будут применяться в отношении каждого в отдельности способа доставки услуг.
Такие ограничения могут быть:
- горизонтальными, то есть касающимися всех или целого ряда секторов услуг (например, таким ограничением может быть требование получения разрешения на учреждение компании или разрешения на работу в случае предоставления услуг физическими лицами);
- касающимися только отдельного сектора услуг или способа предоставления услуг в этом секторе.
Такие ограничения главным образом касаются предоставления услуг через коммерческое присутствие (то есть при учреждении компании на иностранной территории) и заключаются в установлении следующих требований:
- обязательном учреждении компании в форме совместного предприятия;
- запрете иностранному поставщику владеть контрольным пакетом акций такой компании;
- установлении числа членов совета управляющих компании, которые должны являться гражданами страны пребывания компании;
- установлении требований к технологиям и менеджменту, используемым компанией;
- установлении требований, связанных с подготовкой местных кадров;
- установлении требований об обязательном привлечении к деятельности компании в качестве агентов или в рамках субконтрактов местных поставщиков услуг;
- обязательном предоставлении подробной регулярной информации о деятельности компании.
ГАТС не содержит требований к присоединяющимся странам или странам-участницам о принятии обязательства по доступу на рынок во всех секторах; в тех случаях, когда тот или иной сектор услуг находится в стадии становления, когда не определены национальные интересы в отношении защиты сектора от иностранной конкуренции, не сформирована стабильная регулирующая база, страна может заявить о том, что в отношении конкретного сектора, подсектора или способа предоставления услуги она не намерена брать специфических обязательств, то есть сохранит возможность произвольного изменения требований к доступу на соответствующий рынок услуг. При этом, если сектор не включен в список изъятий из РНБ, доступ к соответствующему рынку иностранных услуг и поставщиков услуг должен осуществляться на недискриминационной основе.
Конечно, намерению страны, претендующей на участие в ГАТС, оставить «свободу маневра» в отношении характера регулирования иностранного доступа на тот или иной рынок будут противодействовать страны ВТО, заинтересованные, по естественным причинам, в обратном, то есть в открытии для своих поставщиков услуг доступа на соответствующий рынок. Многие страны ГАТС, особенно развивающиеся, приняли ограниченные обязательства по либерализации доступа на конкретные рынки услуг.
Ниже приводится описание типичных обязательств в секторе финансовых услуг. Сектор включает в себя широкий круг услуг по страхованию, перестрахованию, банковских и других финансовых услуг.
Подготовленное в рамках ГАТС специальное соглашение по финансовым услугам предусматривает:
- обязательства по увеличению числа лицензий на учреждение иностранных финансовых институтов;
- фиксирование гарантированного уровня иностранного участия в дочерних компаниях, филиалах и представительствах банков и страховых компаний. Такое обязательство предполагает, что уровень доступа (например, действующий в России 15-процентный уровень иностранного капитала в страховом секторе) не должен уменьшаться;
- устранение требований к национальности для членов правления финансовых институтов;
- участие иностранных банков в национальных расчетных системах.
В отношении финансовых услуг действует специальное правило, предусматривающее возможность принятия мер, выходящих за рамки и/или противоречащих обязательствам по ГАТС, по причинам, продиктованным благоразумием, и имеющих целью защиту инвесторов, вкладчиков, держателей вкладов или обеспечение целостности и стабильности финансовой системы.
Положения ГАТС, касающиеся финансовых услуг, не исключают осуществления жесткого контроля со стороны органов национального страхового надзора за учреждением и деятельностью иностранных страховщиков в принимающих странах на основе принципов, выработанных в рамках международной практики:
- все страховщики с иностранным участием должны на консолидированной основе контролироваться надзорным органом страны учреждения;
- для создания иностранным страховщиком дочерней компании/отделения за границей необходимо разрешение как надзорного органа в стране постоянного пребывания, так и надзорного органа в стране, где открывается отделение/дочерняя компания;
- надзорные органы должны иметь право получать информацию от иностранных страховщиков, действующих в стране надзорного органа;
- если принимающая страна придет к выводу, что одно из этих требований не выполняется, она может принять ограничительные меры.
Кроме того, отдельное Соглашение по финансовым услугам предусматривает:
- включение в «списки обязательств», существующих у национальных финансовых компаний, монопольных прав (то есть исключений из национального режима);
- предоставление РНБ и HP при приобретении финансовых услуг государственными учреждениями (как упоминалось ранее, услуги, приобретаемые госучреждениями, под действие этого принципа не подпадают);
- предоставление доступа на рынок и HP для поставщиков финансовых услуг — нерезидентов в отношении трансграничной торговли некоторыми видами страховых услуг: например, в России трансграничная торговля страховыми услугами не разрешена, за исключением услуг в области перестрахования;
- предоставление права коммерческого присутствия (учреждения компании);
- предоставление разрешения иностранным поставщикам услуг предлагать на территории других стран любые новые финансовые услуги;
- обязательства в отношении временного пребывания руководящего персонала финансовых компаний на территории страны, где учреждается иностранная финансовая компания;
- предоставление доступа к системам безналичных расчетов, созданных госструктурами, и к государственным системам финансирования и рефинансирования;
- предоставление национального режима иностранным поставщикам финансовых услуг к фондовым и фьючерсным рынкам или биржам, расчетным палатам или ассоциациям.
Создание ВТО и включение Генерального Соглашения по торговле услугами в состав основных документов, регламентирующих деятельность организации, уже сегодня оказывают огромное воздействие на либерализацию международного и национального регулирования торговли страховыми услугами. В частности, еще в период ведения переговоров о ГАТС было существенно изменено законодательство Японии, обеспечивающее теперь более свободные условия доступа иностранных страховщиков на национальные рынки страховых услуг в области страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни. Все в большей мере под влиянием ВТО изменяется страховое законодательство Китая. Иностранные страховщики и перестраховщики имеют право учреждать дочерние общества теперь не только в Шанхае, но и на других административных территориях, существенно сокращен размер обязательной цессии по страхованию иному, чем страхование жизни, в пользу национального перестраховщика «China Re», разрешено открытие филиалов и т.п.
Можно прогнозировать все большее значение Всемирной торговой организации в рамках продолжающейся глобализации мирового страхового рынка и появление помимо мер, либерализирующих торговлю страховыми услугами, также и мер международного регулирования, обеспечивающего защиту интересов страхователей и застрахованных по договорам, заключенным с иностранными страховщиками и перестраховщиками. В этой связи все большее значение должно быть уделено развитию международного частного права в области страхования, использования правовых механизмов, обеспечивающих защиту интересов «массового» потребителя страховой услуги, сходных с теми, которые применяются в рамках единого страхового рынка Европейского Союза.
Рынок страховых услуг. Мировой рынок страховых услуг.
- активы фирмы
- договор расторжения аренды образец
- малый бизнес
- оценка рентабельности предприятия
- соглашение о расторжении договора хранения