Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Анализ хозяйственной деятельности АХД.

 

 

Увеличения выпуска продукции

 

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема ( см. рисунок).

Резервы увеличения выпуска и реализации продукции
Рис.: Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товар­ной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следую­щий вид:

ГПН + ТП = РП + ГПК.

Отсюда

РП = ГПн + ТП - ГПК.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продук­ции, то товарный баланс можно записать таким образом:

ГПН + ТП + ОТН - РП + ОТК + ГПК.

Отсюда

РП = ГПН + ТП + ОТН - ОТК - ГПК,

где       ГПН, ГПК — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП — стоимость выпуска товарной продукции;
РП — объем реализации продукции за отчетный период;
ОТН, ОТК — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продук­ции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и от­носительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (см. таблицу).

Таблица: Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Резервы по увеличению объемов производства

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, опре­деляющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсам и и эффектив­ность их использования:

ВП = ЧР х ГВ;
РП = ЧР х ТВ х ДВ,

где       ЧР —  среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ  —  среднегодовая выработка продукции одним работником;
Дв  —  доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2) обеспеченность предприятия основными производственными фон­дами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ х ФО;
РП = ОПФ х ФО х Дв,

где       ОПФ — среднегодовая сумма основных производственных
фондов предприятия;
ФО    - фондоотдача основных производственных фондов;

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффек­тивность их использования:

ВП = МЗ х МО;
РП = МЗ х МО х Дв,

где       МЗ —  сумма потребленных материальных запасов
для производства продукции;
МО —   материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации про­дукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминиро­ванного факторного анализа.
После этого определяют резервы увеличения производства и реали­зации продукции, основные источники которых приведены на рисунке:
Увеличение выпуска продукции

Определение величины резервов по первой группе производится сле­дующим образом:

Увеличение выпуска продукции

где
Рост выпуска продукции - резерв роста выпуска продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повы­шения среднечасовой выработки рабочих;
Резерв увеличения выпуска продукции -  резерв увеличения количества рабочих мест;
Резервы увеличения выпуска продукции - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
Увеличение выпуска продукции-  резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, органи­зации производства и рабочей силы;
* -  возможный фонд рабочего времени с учетом выяв­ленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования, времени его работы и выпуска продукции за один машино-час рассчитываются по формулам:

Увеличение выпуска продукции

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции ис­числяются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на факти­ческую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
Факторная модель объема реализации продукции
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхо­да на единицу i-го вида продукции и умножаются на фактическую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полу­ченные результаты суммируются:
Резерв увеличения выпуска продукции формула
в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на еди­ницу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства 1-го вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на факти­ческую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
Резервы увеличения выпуска продукции

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличе­ния производства и реализации продукции.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбаланси­рованы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, уста­новленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
При определении резервов увеличения реализации продукции не­обходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой про­дукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и, реальную возможность ее реализации, а также риск невостребован­ной продукции.
Чтобы выявить данные резервы, необходимо более детально про­анализировать использование трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда на предприятии, о чем речь будет идти в следующих главах.

Медиа Контекст

Реклама

Увеличение выпуска продукции

Статистика

Резервы увеличения объема выпуска продукции Rambler's Top100