Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Все о финансах и финансовой деятельности фирмы.

 

 

Планирование бизнес-плана

 

Одним из плановых документов, разрабатываемых предприни­мательской фирмой, является бизнес-план. Составление его пре­следует несколько целей, основные из них изображены на рисунке:

Точка безубыточности при составлении бизнес плана

            Перечисленные цели указывают на то, что чаще всего бизнес-план разрабатывается для обоснования получения денежных средств из внешнего источника. Определить бизнес-план можно как доку­мент внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.
В разработке бизнес-плана принимают участие все основные структурные подразделения предпринимательской фирмы, в том числе финансовый отдел или департамент. Разрабатывается он, как правило, на 3-5 лет, при этом показатели первого планиру­емого года рассчитываются с помесячной или поквартальной раз­бивкой. Бизнес-план отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы и, как прави­ло, включает в себя следующие разделы:

  • резюме (выводы);
  • описание фирмы;
  • описание продукции  (работ, услуг);
  • анализ рынков и конкурентов;
  • маркетинговый план;
  • план производства;
  • организационный план;
  • финансовый план;
  • приложения.

            В России в настоящее время законодательство не закрепляется обязательность разработки предпринимательскими организациями бизнес-плана, соответственно не существует регламентированной его формы и структуры, поэтому фирмы в зависимости от целей, для которых разрабатывается бизнес-план, могут изменять его структуру и содержание. Исключение составляет структура бизнес-плана финансового оздоровления, которая утверждена Федераль­ным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и является обязательной для всех предприятий и организаций на территории России. В этом случае бизнес-план включает в себя сле­дующие разделы:

  • общая характеристика предприятия;
  • краткие сведения по плану финансового оздоровления;
  • анализ финансового состояния предприятия;
  • мероприятия по восстановлению платежеспособности и под­держке эффективной деятельности;
  • рынок и конкуренция;
  • деятельность в сфере маркетинга предприятия;
  • план производства;
  • финансовый план.

            Кроме этого, при разработке бизнес-плана в случае реформы предпринимательской фирмы следует учитывать рекомендации по составлению бизнес-плана, изложенные в Методических рекомен­дациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных Министерством экономики РФ 1 октября 1997 г.
С одной стороны, бизнес-план — это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банки­рам, партнерам по бизнесу. Информация, представляемая в нем, должна быть четкой, емкой, но одновременно и краткой. При подготовке бизнес-плана следует учитывать, что банки и инвес­тиционные компании рассматривают множество предложений. Что­бы не затеряться в этом множестве, бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы предыдущих разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредито­ров. Фирмы должны знать источники и размер финансовых ресур­сов, необходимых для осуществления проекта, направления ис­пользования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата,
Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:

  • прогноз объемов реализации;
  • прогноз доходов и расходов;
  • прогноз денежных поступлений и выплат;
  • сводный баланс активов и пассивов;
  • план по источникам и использованию средств;
  • расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).

            Прогноз объемов реализации разрабатывается с учетом показате­лей плана маркетинга (входящего в состав бизнес-плана) и осно­вывается на информации о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и ожидаемой цене единицы каждого товара. Данный прогноз может быть представлен в форме таблицы.
Прогноз доходов и расходов составляется с целью показать, как будет формироваться и изменяться прибыль, и разрабатывается, как правило, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в помесячной разбивке.     Схема прогноза доходов и расходов позволяет предпринимательской фирме выявить такие важнейшие моменты в ее деятельности, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень про­изводственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения фирмы с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.
Прогноз денежных поступлений и выплат оценивает потребно­сти предпринимательской фирмы в денежных средствах для ее нормального функционирования. Он разрабатывается также для проверки синхронности денежных поступлений и выплат, ликвид­ности фирмы, т.е. наличия на ее счете денежных средств, необхо­димых для погашения финансовых обязательств.
После составления прогноза доходов и расходов и прогноза поступления денежных поступлений и выплат на основе содержа­щихся в них показателей может быть разработан сводный баланс активов и пассивов предпринимательской фирмы. При разработке финансового раздела бизнес-плана его рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта, так как данный раздел представляет больший интерес для самой фирмы и не столь важен для кредиторов и инвесторов.
Прогноз по источникам и использованию средств предназна­чен для отображения источников получения средств и их исполь­зования, а также изменения активов фирмы за определенный период времени. Он дает возможность определить взаимосвязь между возможными источниками средств и оборотным капиталом пред­принимательской фирмы. На основе данного прогноза руководите­ли фирмы, акционеры, инвесторы и кредиторы могут точнее определить финансовое положение фирмы, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной дея­тельности.
При разработке бизнес-плана для предпринимательской фирмы достаточно важно определить, когда и при каких условиях начнет­ся отдача от вложенных средств, что позволяет сделать расчет точки безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равняется затратам на производ­ство. Для предпринимательской фирмы имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и ре­ализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности, только тогда проект начинает приносить прибыль. При объемах выпуска ниже порога безубыточности фирма будет нести убытки.
В заключительной части финансового раздела бизнес-плана из­лагается стратегия финансирования намеченного к осуществлению бизнес-плана. В этой части разработчикам плана необходимо осве­тить следующие вопросы:

  • сколько всего необходимо средств для осуществления меропри­ятия;
  • каковы источники получения этих средств; когда можно ожидать полного возврата заемных средств и по­лучения инвесторами дохода;
  • каков будет доход?

Следует отметить необходимость учета реальных экономических условий и финансовой политики государства при разработке фи­нансового раздела бизнес-плана, в противном случае полученные результаты могут быть далеки от реальных.

Медиа Контекст

Реклама

Бизнес план турфирмы точка безубыточности

Статистика

Источники получения средств для бизнес плана Rambler's Top100