Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Все о финансах и финансовой деятельности фирмы.

 

 

Планирование прибыли, прогноз прибыли.

 

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием пред­принимательства, определяет необходимость ее правильного ис­числения. От того, насколько достоверно определена плановая при­быль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятель­ность фирмы.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обосно­ванным, что позволит осуществлять своевременное и полное фи­нансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевре­менные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следова­тельно, правильное планирование прибыли на предприятиях име­ет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.
Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации то­варной продукции, от реализации прочей продукции и услуг не­товарного характера, от реализации основных средств и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов.
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от ре­ализации товарной продукции. Главные из них — метод прямого счета и аналитический. Раскроем на примерах эти отечественные традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в даль­нейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к мак­симизации прибыли с учетом зарубежной практики.
Метод прямого счета наиболее широко распространен в орга­низациях в современных условиях хозяйствования. Он применяет­ся, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой про­дукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответ­ствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравни­мой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Од­нако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой про­дукции очень трудоемок.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как до­полнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитичес­ким методом состоит из трех последовательных этапов:

  • определение базовой рентабельности как частного от деле­ния ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестои­мость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  • исчисление объема товарной продукции в плановом пери­оде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
  • учет влияния на плановую прибыль различных факторов: сни­жения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повыше­ния качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

При этом методе прибыль по несравнимой продукции опреде­ляется отдельно.
План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабель­ности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).
Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибы­ли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 ок­тября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.
На основе найденного таким образом уровня базовой рента­бельности и планируемого объема товарной продукции по себе­стоимости отчетного года исчисляется прибыль планового года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.
Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от ба­зового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.
Заметим, что при прямом методе плановая прибыль опре­деляется как общая сумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе вы­являются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено выше, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, при­быль от реализации основных фондов и другого имущества, а также внереализационные доходы (расходы),
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера — для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) плани­руется методом прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется ис­ходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабель­ности прошлого года.
Результат от прочей реализации может быть как положитель­ным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и др.) определя­ется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежа­щим предприятию, то они планируются в зависимости от прогно­зов в развитии предпринимательской деятельности данного хозяй­ствующего субъекта.
Кроме изложенных выше способов планирования прибыли — методом прямого счета и аналитическим — существует так назы­ваемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на пла­новую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выяв­ляется с помощью аналитического метода.
Исчисление оптимального размера прибыли становится важ­нейшим элементом планирования предпринимательской деятель­ности на современном этапе хозяйствования.
Для прогнозирования максимально возможной прибыли в плано­вом году целесообразно (исходя из зарубежного опыта рыночных отношений) сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и сме­шанные. Как отмечалось, к переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.
Постоянные затраты — это такие, которые не изменяются в зависимости от роста или сокращения объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, оплата труда управлен­ческого персонала, административные расходы и др.
В связи с небольшим удельным весом смешанных затрат сосре­доточим внимание на переменных и постоянных расходах и попы­таемся выявить влияние их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного уменьше­ния переменных или постоянных затрат.
Эффектом операционного рычага называют такое явление, когда с изменением объема продаж (выручки от реализации продук­ции) происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.
Очевидно, что по мере возрастания постоянных затрат при прочих равных условиях темпы прироста прибыли сокращаются.
Разницу между объемом продаж и переменными затратами эко­номисты называют «вкладом на покрытие».
Показатель операционного рычага имеет важное практическое значение. Если объем продаж возрастает, например, на 4%, то, пользуясь показателем операционного рычага, можно заранее оп­ределить, что прибыль увеличится на 6%.
Определив влияние структуры затрат на прибыль с помощью воздействия операционного рычага, можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных затрат и, соответственно, ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем силь­нее влияние операционного рычага. Однако если бесконтрольно увеличивать постоянные расходы, то резко увеличивается предпри­нимательский риск — при сокращении выручки от реализации про­дукции предприятие понесет большие потери в прибыли.
При исследовании взаимосвязи между постоянными и пере­менными затратами и прибылью важную роль играет анализ безу­быточности производства. Для проведения такого анализа многие отечественные экономисты использовали рекомендации западного предпринимательства.
В соответствии с ними прежде всего определяется так называ­емая точка безубыточности производства и реализации продукции. Эту точку называют мертвой точкой, критической точкой, поро­гом рентабельности, точкой самоокупаемости.
Точка безубыточности соответствует такому объему продаж, при котором фирма покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объем продаж обеспечивает рен­табельность, т.е. прибыльность продукции. Объем продаж, соответствующий точке безубыточности, определяется как отношение постоянных затрат к разности между единицей и частным от деления переменных затрат на объем продаж в стоимостном выражении.
Подобные расчеты весьма актуальны, так как предприятия могут прогнозировать безубыточную деятельность. Более того, при опреде­лении стратегии фирма должна учитывать запас финансовой проч­ности, т.е. оценивать объем продаж сверх уровня безубыточно­сти. Для этого объем продаж, за исключением объема продаж в точке безубыточности, следует разделить на объем продаж.
Итак, максимизация прибыли путем изменения доли перемен­ных и постоянных затрат, определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предприни­мателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкуренто­способной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины пере­менных и постоянных затрат. Прогнозные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий и организаций, производящих и реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесто­ров, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в фор­мировании его уставного капитала. Поэтому планирование опти­мального размера прибыли является важнейшим фактором успеш­ной предпринимательской деятельности предприятий и организа­ций в период становления и развития рыночной экономики.

Медиа Контекст

Реклама

Прогноз прибыли

Статистика

Как прогнозировать выручку? Rambler's Top100