Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Все о финансах и финансовой деятельности фирмы.

 

 

Доход предприятия, выручка предприятия.

 

Социально-экономическое развитие России в период развития рыночных отношений сопровождается качественными структур­ными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является превышение поступлений денежных средств по сравнению с платежами. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.
В свою очередь важнейшими факторами роста доходов являют­ся увеличение объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, по­вышение производительности труда, снижение себестоимости, улуч­шение качества продукции. В условиях развития предприниматель­ской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.
Основной источник доходов фирмы — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйству­ющего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходо­вании средств и наиболее эффективного их использования.
Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой объем выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей хозяйствующих субъектов. Данный показа­тель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом сниже­ния остатков нереализованной продукции).
Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются боль­шим спросом. А для этого необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее реализации. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответ­ственность предприятий за выполнение принятых на себя обяза­тельств. Таким образом, показатель выручки от реализации продук­ции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою оче­редь, способствует развитию предпринимательской деятельности.
Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции отра­жается на величине прибыли, которая при прочих равных услови­ях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.
Выручка от реализации продукции в соответствующих ценах зависит от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсут­ствия договоров, путей внедрения товаров на рынок и т.д.
В состав выручки от реализации включаются все поступления за реализованные товары (работы, услуги), а также другое имуще­ство (включая ценные бумаги), имущественные права в денежной или натуральной формах.
Определение выручки от реализации зависит от порядка при­знания доходов: методом начисления или кассовым методом.
При методе начисления выручка от реализации исчисляется по мере отгрузки продукции (работ, услуг) покупателю и предъявле­нии ему расчетных документов, независимо от фактического по­ступления денежных средств. При этом датой получения дохода является день отгрузки товаров (работ, услуг, имущественных прав).
При кассовом методе выручка от реализации определяется по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счет фирмы в банке, либо наличными в кассу. Однако организации имеют право определять доходы по кассовому методу только в том слу­чае, если за предыдущие четыре квартала средняя сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета налога на до­бавленную стоимость и налога с продаж не превышала 1 млн руб. за каждый квартал.
Кроме выручки от реализации товаров (работ, услуг), имуще­ства и имущественных прав фирмы имеют внереализационные доходы. Основными из них являются: доходы от долевого участия в деятельности других организаций; от операций купли-продажи иностранной валюты; штрафы, пени, неустойки, полученные при нарушении договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду, а также от предоставления в пользование прав на ре­зультаты интеллектуальной деятельности; проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам; стоимость безвозмездно полученного имущества или имущественных прав, кроме получен­ных в порядке предварительной оплаты товаров или в форме за­лога; доходы прошлых лет, но выявленные в отчетном периоде; положительная разница от переоценки имущества (кроме аморти­зируемого имущества, ценных бумаг); стоимость материалов, по­лученных при демонтаже основных средств; суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, кроме сумм, списанных в соответствии с законодательством РФ; стоимость излишков товар­но-материальных ценностей, выявленных в результате инвентари­зации и другие виды внереализационных доходов.
В результате основной деятельности, кроме выручки от реали­зации продукции и внереализационных доходов, в качестве источ­ников доходов могут выступать авансы от покупателей, суммы в погашение дебиторской задолженности и прочие поступления.
Наряду с основной деятельностью фирма занимается инвести­ционной и финансовой деятельностью, в результате чего также образуются соответствующие виды доходов. Так, от инвестицион­ной деятельности могут поступать доходы от продажи основных фондов, нематериальных активов; дивиденды, проценты от долго­срочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов и другие виды доходов от инвестиций. В результате фи­нансовой деятельности поступают доходы от выпуска и реализа­ции акций, облигаций и других ценных бумаг.
Все потоки денежных средств по трем сферам деятельности фирмы взаимосвязаны и по мере необходимости могут перетекать из одной сферы в другую. В российской экономике переходного периода наблюдается движение средств от всех видов деятельности преимущественно в основную деятельность. Это объясняется неус­тойчивым финансовым положением предприятий на данном этапе. А поскольку все виды доходов фирмы концентрируются главным образом в основной деятельности, то инвестиционная сфера де­ятельности не имеет достаточного объема денежных средств.
Итак, доходы от реализации продукции (работ, услуг) — это главный вид доходов фирмы.
Объем доходов от реализации продукции и соответственно при­были зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.
Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Проведенная в России в конце 80-х годов либеризация цен привела к резкому сокращению воздействия госу­дарства на процесс регулирования цен. С 1992 г. система ценообра­зования сведена по существу к применению свободных, т.е. рыноч­ных, цен, величина которых определяется спросом и предложением. Государственное регулирование цен применяется для узкого круга товаров, производимых предприятиями-монополистами.
Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными. Рассмотрим их состав и структуру.
Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предпри­ятия продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.
Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предпри­ятия, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, а также налог с продаж. По оптовой цене промышленности продукция реализуется за пределы данной отрасли. Если продукция реализу­ется через сбытовые организации и оптовые торговые базы, то в оптовую цену промышленности включается наценка для покрытия издержек и образования прибыли этих организаций.
Оптовые цены целесообразно устанавливать, как и ранее, с при­менением цен-франко. Понятие «франко» означает, до какого пункта товаропродвижения покупатель свободен от расходов по доставке.
Так, при оптовых ценах франко-станция отправления все рас­ходы по доставке до станции отправления включены в оптовую цену, а все последующие транспортные расходы несет покупатель. Цены франко-станция отправления ранее имели наибольшее рас­пространение в материалоемких отраслях промышленности, а цены франко-станция назначения — в отраслях, обслуживаемых центра­лизованной системой сбыта массовой продукции, затраты па пе­ревозку которой составляли значительный, удельный вес в себе­стоимости. Однако экономическая целесообразность франкировки оптовых цен в условиях развития предпринимательства должна определяться не формами снабжения и сбыта, а влиянием на коммерческую деятельность предприятия взаимовыгодных отно­шений между производителем и потребителем продукции.
Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). Если оптовые цены применяются пре­имущественно во внутрихозяйственном обороте, то по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю — населению. Структура розничной цены представлена на рисунке:

Выручка организации

Уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влияющим на доход от реализации продукции, а сле­довательно, и на величину прибыли.
Установление оптимального уровня цены, обеспечивающей рентабельность всей деятельности, имеет ключевое значение в ра­боте фирмы. Существуют два возможных метода формирования цены. Это — традиционный, так называемый затратный метод и рыночный.
Затратный метод предполагает, что уровень цены должен по­крывать все затраты на производство и реализацию продукции и обеспечивать получение прибыли. Этот метод широко использо­вался отечественными предприятиями в дореформенный период. Учитывалась сумма затрат на планируемый выпуск продукции, и прибавлялся определенный процент надбавки, обеспечивающий прибыльную, рентабельную работу предприятия. При этом не учи­тывался конкурентный спрос на данную продукцию и возможно­сти ее реализации. Не учитывалась зависимость между данной ценой и объемом продаж, между спросом и предложением.
Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил иной подход к ценообразованию. Уровень цены стал определяться не столько затратами самого предприятия, сколько рыночными принципами реализации, требованиями покупателей. Стали учи­тываться конкуренция, объемы продаж, эластичность спроса на данную продукцию, уровень безубыточности.
Итак, величина доходов фирмы зависит не только от объема выручки от реализации продукции по установочным ценам, но и от затрат на производство и реализацию этой продукции.

Медиа Контекст

Реклама

Доход это выручка

Статистика

Доход выручка Rambler's Top100