|
Экономический кризис не редкое явление в экономике. Он часто ставит предприятия на грань финансового банкротства. Что делать если вы на гране банкротства и как его избежать вы узнаете в этом разделе.
Конкуренция и конкурентоспособность
Если предприятия хотят выжить, им предстоит в течение короткого срока адаптироваться к конкурентной борьбе. Менеджеры, управляющие ими, призваны своевременно правильно оценить рыночную обстановку для того, чтобы разработать эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, соответствовали бы особенностям сложившейся в России рыночной ситуации, с другой — специфическим условиям конкретного производства. Ключевыми моментами в этой работе являются системный анализ путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе конструктивных мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия.
Цель любой фирмы - успех в конкурентной борьбе. Победа должна явиться результатом постоянных достижений фирмы. Результат зависит от уровня конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других предприятий. Однако при всех стараниях компании успех в данной области не может быть твердо гарантирован.
Под конкурентоспособностью товара понимают, как известно, такую его характеристику, которая отражает его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяет основные параметры его привлекательности для потребителя.
Многие российские менеджеры ориентируются прежде всего на основные характеристики товара и для оценки его конкурентоспособности сравнивают их между собой применительно к разным конкурирующим товарам. Нередко эта оценка охватывает в основном показатели качества. В этом случае оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Между тем исследования ряда товарных рынков убеждают, что конечное решение о покупке только частично связано с показателями качества товара. Прочее же связано с весомыми для потребителя условиями приобретения и последующего практического использования товара.
Конкурентоспособность, с одной стороны, определяется изделием как таковым и в основном может сводиться к качеству. Но в то же время конкуренция связана с процессом создания сбыта и сервисного обслуживания товара, и, естественно, предопределяется экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Кроме того, в рамках конкуренции отражается все то, что касается потребителя, как человека, как члена определенной социальной группы и т.д.
Покупатель — главный оценщик товара. Отсюда все элементы конкурентоспособности конкретного товара должны быть абсолютно очевидны покупателю, чтобы не было сомнений или толкований в отношении любого из них. При формировании «комплекса конкурентоспособности» важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуального уровня потребителей и другие факторы личного характера. Заметим, что в большинстве зарубежных изданий по рекламе специально освещается практика рекламы в малограмотной или интеллектуально недостаточно развитой аудитории.
Общеизвестно далее, что любой рынок характеризуется «своим» покупателем. Отсюда неправомерна идея о какой-то обобщенной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
Российские товаропроизводители работают в условиях ожесточенной конкуренции с зарубежными фирмами и, к сожалению, почти на всех рынках пока проигрывают. В повышении их конкурентоспособности ключевую роль призвано обеспечить использование в комплексе всего разнообразия стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в особенности. Конкурентоспособность выступает в качестве философии работы отечественных фирм в условиях рынка, ориентирующей на правильное понимание нужд потребителя и тенденций их развития; знание поведения и возможностей конкурентов; анализ состояния и тенденций развития рынка, а также окружающей среды и ее тенденций, и кроме того, способность создать такой товар и таким образом довести его до потребителя, чтобы он предпочел его товару конкурента.
Последние годы характерны усилением конкуренции во всех областях российского рынка. Появление новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний существенно трансформировали рыночную ситуацию. Рост предложения товаров и услуг и одновременное уменьшение платежеспособного спроса сформировали обстановку условия, в которой конкуренция стала объективно присутствующим обстоятельством. Пока большинство российских предприятий не способно к активной конкурентной борьбе в условиях либерализации цен и инфляции российская промышленность оказалась в столь сложном положении, что серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали просто невозможны. Выход из тяжелого финансового положения, тем не менее, может быть только посредством создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. Отсюда, конкуренция выступает не только дестабилизирующим фактором, но и предпосылкой выживания предприятия. Адаптация к условиям конкуренции становится одной из ключевых задач менеджмента предприятия. Она проходит в рамках работы по системному всестороннему анализу деятельности конкурентов, разработке стратегии конкурентного поведения на рынке и реализации мероприятий, предусмотренных бизнес-планом предприятия. Главное здесь — обеспечение преимуществ над конкурентами.
Для создания конкурентоспособного предприятия важно преобразовать, модернизировать производство, управление, твердо представляя, для чего все это делается и какая реальная цель должна быть достигнута. Умение выявить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества играет первостепенную роль. Все усилия направляются на усиление тех преимуществ, которые выгодно отличают российскую фирму от потенциальных или реальных конкурентов. Заметим, что многие крупные фирмы зафиксировали свои сравнительные преимущества в виде конкретных лозунгов, определенных правил, которым обязаны следовать все работники.
Ориентация на собственные сравнительные преимущества в конкуренции, постоянный их поиск внутри предприятия и во внешней сфере предопределяют систему функций, выполняемых менеджментом российских компаний, состав управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке стратегии действий на рынке.
Для того, чтобы обеспечить на предприятии производство мирового уровня, надо стать одним из лучших в мире в избранной отрасли или на рынке, на котором действует отечественное предприятие, хотя бы по одному основному аспекту производственной деятельности. А для этого надо четко представлять, в чем же состоят сравнительные преимущества российского предприятия в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или рыночной деятельности важно обратить особое внимание (например, издержки у производства и цена, качество, надежность, технический уровень, качество обслуживания, гибкость производства и т.п.).
Подобный подход способен принести предприятию успех, если оно сумеет найти на рынке нишу, сегмент, в рамках которых не будет немедленной конкуренции. Когда же предприятие начинает прогрессировать на рынке, наращивать масштабы своего производства, способно перерасти нишу рынка, на которую работало первоначально и вступить в конкуренцию уже на другом его участке. Важно позаботиться о приобретении сравнительных преимуществ (чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т.п.).
Устойчивые позиции на постоянно трансформирующемся российском рынке приобретут только те компании, производственно-управленческий потенциал которых обеспечит им возможность согласованного решения тех задач, которые считались практически взаимоисключающими.
Это относится прежде всего к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, последовательной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий, наращиванию производительности труда, повышению гибкости и эластичности производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Первостепенное место занимают обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс взят на рост производственной, творческой отдачи и активности персонала с ориентацией на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Практически это означает выпуск возрастающего числа новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики выше.
В какие же области может быть направлена подавляющая доля финансовых и материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении российских промышленных компаний и банков? И как при этом должна развиваться система управления производством?
Конечный результат — создание производственных систем нового поколения. Существо проблемы заключается в том, чтобы ориентировать предприятия на постоянное и последовательное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; на неуклонное уменьшение всех видов затрат на производство продукции, а также на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на производимые и реализуемые изделия.
В настоящее время стала особенно актуальной проблема объединения в рамках крупных комплексов гибкости и адаптивности мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства. Подобное сочетание открывает возможность гарантировать снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента. Это и может помочь создать условия для победы в конкурентной борьбе.
Российские компании призваны сосредоточить усилия на следующих направлениях: комплексной автоматизации производственных процессов; постоянном совершенствовании форм и методов управления (в том числе организация производства и расширение технико-экономической базы); развитии и совершенствовании кадрового потенциала, повышении квалификации и деловой активности каждого работника.
Создавая условия для последовательного совершенствования технологии и производственных процессов, внедрения более совершенных методов организации производства, российскому бизнесу важно задействовать резервы, заложенные в «человеческом факторе». Инвестиции, обеспечивающие повышение квалификации и совершенствование организационно-управленческой составляющей, дают намного более существенный экономический эффект, нежели, скажем, инвестиции в автоматизацию основного производства.
Для повышения конкурентоспособности товара необходимо обеспечить возможность количественно ее измерять, что позволит управлять ее уровнем. Сбор такой количественной информации, собранной в виде системы экономических показателей, является важным этапом процесса улучшения конкурентоспособности продукции. Анализ количественных показателей позволяет судить об уровне конкурентоспособности на текущий период, о степени необходимости ее повышения, о потенциальных способах достижения этой цели. Кроме того, используя указанные показатели, можно оценить эффективность мер, которые были приняты на начальном этапе,
Для измерения конкурентоспособности анализируемого товара необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного товара и товаров-конкурентов за нормативный срок их службы, а также совокупности затраты за жизненный цикл объектов. Полезный эффект — это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы либо конкретными потребителями, а качество это потенциальный полезный эффект для групп потребителей. Полезный эффект товаров можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин), в денежном выражении, либо в условных баллах (как в случае исчисления полезного эффекта объектов, характеризующихся несколькими дополняющими друг друга важнейшими параметрами).
Другой стороной товара является совокупные затраты за жизненный цикл, которые, как правило, обязательно нужно осуществлять, чтобы получить от товара полезный эффект Конкурентоспособность товаров, по которым невозможно количественно измерить и спрогнозировать из полезный эффект или совокупные затраты на жизненный цикл, можно определите на основе экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж, либо с применением экспертных и других методов.
После того, как менеджер изучил показатели конкурентоспособности изделий своей фирмы, ему необходимо приступить к осуществлению конкретных мероприятий по повышению и удержанию на достигнутом уровне и конкурентоспособности. Работа в этом направлении начинается с выбора подхода к рассмотрению управления конкурентоспособностью товара. Таких подходов известно несколько: системный, воспроизводственный, комплексный, функциональный. Системный подход — это такое направление методологии специально-научного познания и социальной практики в основе которого лежит исследование объектов в качестве целостных систем. Важнейшими принципами системного подхода являются следующие:
— процесс принятия решений начинается с выявления и четко формулирования конечных целей;
— вся проблема рассматривается как одно целое, как единая система в рамках которой выявляется все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
— характерны выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
— цели отдельных подсистем не могут вступать в конфликт с целями всей системы.
Система — это совокупность элементов, находящихся в таких отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Исходя из принципов системного анализа, сначала на основе маркетинговых исследований формируются параметры товара ли услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. Товар должен быть конкурентоспособен прежде всего по нормативам- Затем определяется, какие нужны ресурсы и информация, что прогнозируется после изучения организационно технического уровня производства (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды стран и инфраструктуры данного региона).
При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок необходимо адекватно отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения. Для обеспечении конкурентоспособности товара нужно, чтобы: результаты маркетинговых исследований были на уровне высших мировых достижений к моменту поставки товара потребителю, чтобы среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе. Но заметим, что сначала формируются требования к выходу системы, затем — к входу только потом — к процессу. Другими словами, нужно определить отношения с внешней средой и только потом работать над повышением качества процесса.
|
|