Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Экономический кризис не редкое явление в экономике. Он часто ставит предприятия на грань финансового банкротства. Что делать если вы на гране банкротства и как его избежать вы узнаете в этом разделе.

 

 

Конкуренция и её правовое регулирование

 

Изменения, происходившие в экономике России и связанные с отменой монополии на собственность и пред­принимательскую деятельность, существенное расшире­ние прав предприятий намного снизили роль государст­венных монополий, сложившихся в советской экономике. Последующий переход от административных монополий к монополиям экономическим быстро отразился на росте цен, снижении качества предлагаемых товаров. Необхо­димость регулирования монопольного рынка стала оче­видной.
В 1993 г. был принят закон «О конкуренции и огра­ничении монопольной деятельности на товарных рын­ках». Стало реальностью формирование списка монополи­стов, в который вошло немало предприятий, доминирующих на федеральном и региональном рынках. Если в ме­ждународной практике борьбы с монополистами имеет место широкий спектр действий (упрощение условий для открытия новых предприятий в монопольной сфере биз­неса; отсутствие жесткого вмешательства во внешнюю торговлю; принудительное разукрупнение предприятий-монополистов; государственный контроль за слиянием и поглощением предприятий; контроль за ценами и зарпла­той и т.д.), в России основная деятельность в данной сфе­ре сконцентрировалась на установлении предельного уровня рентабельности, прямого регулирования цен, а также ликвидации предприятий. Ввиду бесперспективно­сти подобных действий крен был сделан на смещение от контроля над «временными монополиями» к поощрению конкуренции. В 1994 г. при Правительстве РФ создается государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), к основным функциям которого были отнесены:

  • совершенствование нормативной базы и положе­ний Закона «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»;
  • разработка регламентирующих положений о есте­ственных монополиях, а также правовой базы для регу­лирования деятельности банков и контроль за рынком ценных бумаг;
  • регламентация санкций к организациям, произво­дящим операции повышенного риска с вкладами физиче­ских лиц;
  • регулирование деятельности товарных бирж, рос­сийских нефтяных компаний; изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.

Существенным шагом в направлении поощрения кон­куренции стала государственная программа демонополи­зации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994—1995 годах. Ее основные приоритеты сводились к следующему:

  • Создание правовой базы федерального регулирова­ния субъектов естественной и государственной монопо­лии;
  • Демонополизация торгового, строительного, до-рожно-транспортного комплексов, связи, проведение мероприятий по разукрупнению ассоциации, регламентация слияний и концентрации капитала на законодательной основе;
  • Осуществление госконтроля за ходом приватиза­ции в целях предупреждения создания новых монополь­ных структур;
  • Устранение правовых, административных и фи­нансовых барьеров для товаров, услуг и капиталов на российском рынке, их ослабление для новых экономиче­ских структур;
  • Регламентация прямых бюджетных ассигнований, льгот и других методов создания неравных начальных ус­ловий конкуренции.

Конкретные шаги по демонополизации и развитию конкуренции базировались на запрете приобретения фи­нансово-промышленными группами доминирующего по­ложения на региональных рынках; запрещении импорта взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближ­него и дальнего зарубежья; выделении самостоятельных хозяйствующих субъектов из различных хозяйственных объединений; поощрении формирования конкурирующих производств и стимулировании малого предприниматель­ства посредством предоставления налоговых льгот, дота­ций и льготных кредитов; увеличении числа потребите­лей на рынке за счет разукрупнения предприятий-потребителей .
Ряд вышеупомянутых мер предполагал прямое вме­шательство государства в деятельность предприятий. В отдельных случаях поощрение конкуренции требовало разукрупнения предприятий, выделения из них отдель­ных (более мелких) фирм. Однако это не всегда было воз­можно по организационным и техническим причинам.
Вместе с тем предполагалось в ряде случаев вернуться к самому жесткому госконтролю, причем не над отдель­ными предприятиями, а над целыми отраслями. Речь идет об объявлении отдельных отраслей естественными монополиями (где конкуренция неэффективна) или госу­дарственными монополиями. Подобные отрасли могли стать объектом регулирования со стороны специальных федеральных ведомств.
Были определены предельные нормы присутствия хо­зяйствующих субъектов на рынке товаров и услуг, при превышении которых предприятие становится объектом пристального внимания со стороны государства. Подоб­ные нормы для условий российского рынка впервые были введены в действие в июне 1994 г. Было установлено, что предприятие не является доминирующим на данном то­варном рынке, если его доля составляет менее 35% (в то время как в большинстве европейских стран и в США — 20%). Либеральность подобных норм по отношению к действующим монополиям очевидна.
Данный подход объяснялся простыми причинами. Многие предприятия оказались в положении монополи­стов потому, что ориентация развития отраслей в недав­нем прошлом способствовала развитию крупных предпри­ятий-монополистов. Кроме того, рост нарушений антимо­нопольного законодательства имеет место и со стороны органов власти и управления, что не позволяет эффектив­но управлять ситуацией.
Даже сейчас во время тяжелейшего кризиса в России действуют такие крупнейшие компании, как РАО «ЕЭС России» и РАО «Газпром», имеющие оборот, сравнимый с такими всемирно известными гигантами, как «Ксерокс», «Кока-кола» и т.д. Заметим, что продукция националь­ных монополистов внутри страны продается по ценам ниже мировых. Скажем, если продукцию «Газпрома» оценить в мировых ценах, то она превосходила бы боль­шинство крупных американских компаний.
Восемнадцать из двадцати крупнейших российских фирм действуют в сырьевом секторе, что не лучший вари­ант, достойный мировой индустриальной державы. Одна­ко кризис российской обрабатывающей промышленности не будет длиться вечно. Можно ожидать, что в будущем предстоит формирование монополий в обрабатывающих отраслях.
В распоряжении российского бизнеса находится ог­ромный теоретический и практический опыт мировой конкуренции. Имеется возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать доро­гостоящих ошибок. Однако российские предприятия ско­рее всего окажутся в ситуации, когда стереотипы конку­рентного поведения, базирующиеся на заимствовании пе­редового зарубежного опыта, не будут полезны в условиях специфического российского рынка. В подобных условиях особенно важно выделить все наиболее ценное в имею­щейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой стороны — сложив­шейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее раз­вития.

Медиа Контекст

Реклама

Конкуренция и методы ее регулирования

Статистика

Правовое регулирование конкуренции Rambler's Top100