Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Экономический кризис не редкое явление в экономике. Он часто ставит предприятия на грань финансового банкротства. Что делать если вы на гране банкротства и как его избежать вы узнаете в этом разделе.

 

 

Роль стратегии в антикризисном управлении

 

Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкурен­ции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйст­вования или их временной неплатежеспособности. Например, по данным статистики, в результате глубокого экономического кризиса в Российской Федерации число убыточных предприятий составляет 80%. В результате этого в России неплатежи достигли астрономичес­кой величины 800 трлн. руб.), что. в свою очередь, привело к большому объему бартерных сделок, (более 80%). Однако даже в случае стабилизации экономики не следует ожидать, что в стране таких предприятий не будет. В США, например, около 50% вновь созданных малых н средних продп]ви(ятин прекращают свою деятель­ность в течение одного года. Вместе с тем признанные законом банкроты составляют всего около \% количества всех предприятий. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости постоянно проводить работу по антикризисному управлению.
Почему ранее благополучные предприятия оказались в состо­янии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия измене­ниям во внешней среде.
Еще 30 лет назад в практике управления предприятиями отсутст­вовали стратегические принципы. Только на стыке 60—70-х годов появляются новые методы управления и вместе с ними термин «страте­гическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса (рис. 9.1).
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подгото­виться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым эко­номика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).
Исследования, проведенные на российских предприятиях; нахо­дящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

  • внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной сте­пени;
  • внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса.

Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутрен­них причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года,
Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не В самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств, Если оборачиваемость малая» проблема связана с большой длитель­ностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое зве­но цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой Политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяс­нить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие со­ставляющие издержек — это затраты на энергоносители.
При высокой оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину следует искать в реализации продукции. Даль­нейшие вопросы связаны с наличием запасов готовой нереализо­ванной продукции, потребительскими свойствами товара, ценовой политикой и системой распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах кризиса предпри­ятия.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении

Медиа Контекст

Реклама

Статистика

Rambler's Top100