Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Экономический кризис не редкое явление в экономике. Он часто ставит предприятия на грань финансового банкротства. Что делать если вы на гране банкротства и как его избежать вы узнаете в этом разделе.

 

 

Промышленный шпионаж

 

Широкое развитие сегодня получает промышленный шпионаж. Следует обратить особое внимание, что в шпионаже за конку­рентами все чаще используются новейшие технические средства, к которым относятся; вычислительная техника, средства и системы связи, звуко и видеозаписи, звукоусиление речи, множительная, телевизионная оргтехника. Физические процессы, происходящие в технических устройствах при их функционировании, создают в окружающем пространстве побочные акустические, электромагнит­ные и другие излучения и наводки, которые в той или иной мере связаны с обрабатываемой, передаваемой, отображаемой инфор­мацией. Подобные излучения могут перехватываться специальны­ми средствами с последующим восстановлением информации. Таким образом, образуются паразитические технические каналы утечки информации. Техника электронного шпионажа постоянно совершенствуется. В специализированном магазина «Спай щопс интернэшнл» в Майами продается одно из наиболее популярных приспособлений — лазерная винтовка, которая позволяет подслу­шивать разговоры на расстоянии до полу мили, измеряя вибрацию звука на окнах офиса. Другой прибор за два квартала может счи­тывать информацию с экрана компьютера, принимая радиоволны, излучаемые ЭВМ Естественно, в этом же магазине реализуются  орудия по борьбе с подслушиванием, например, прибор, по внеш­нему виду напоминающий пачку сигарет, начинающий вибриро­вать, если в комнату входит человек с магнитофоном. Можно так­же приобрести компьютер, который препятствует установлению «жучков» в телефоне.
Целесообразно приучить сотрудников весьма осторожно отно­ситься к подаркам.
К основным каналам утечки информации относятся следующие:

  • Использование электроакустических преобразований а аппа­ратуре, имеющей линии связи, за счет подключения к ним специ­альных приспособлений. Разговоры в любых помещениях можно подслушать по телефонным линиям даже если трубка телефонно­го аппарата лежит на своем месте. Звонок телефонного аппарата действует как электроакустический преобразователь, трансформи­руя колебания воздуха, возникающие при разговорах, в электриче­ские сигналы, распространяющиеся по телефонной линии.
  • Перехват электромагнитных излучений и наводок, возникаю­щих при работе технических средств. Расстояния, на которых реален перехват, весьма значительны. Например, информация на экране видеомонитора персональной ЭВМ, фиксируется на специальном приемнике, находящимся от источника излучения на расстоянии до километра.
  • Подслушивание разговоров, происходящих в служебных по­мещениях, с помощью чувствительных направленных микрофо­нов, благодаря которым в городских условиях можно подслушать даже негромкий разговор с расстояния более ста метров. Получить информацию из разговоров реально и с помощью лазерных сис­тем, реагирующих на колебания оконных стекол в помещениях фирмы, вызванных Человеческой речью.
  • Использование визуальной информации w распечаток, по­лученных с использованием ЭВМ и других служебных документов благодаря применению оптических и фотосредств.
  • Применение различных миниатюрных закладных устройств, именуемых «клопами», либо «жучками».

Проверка эффективности защиты информации, проведенная специалистами Российского Центра «Безопасность» в ряде рос­сийских компаний показала, что практически все упомянутые вы­ше каналы утечки информации могут иметь место в служебных помещениях коммерческих структур. В этой связи необходимо осу­ществление работ по блокировке указанных каналов на каждом предприятии. В рамках работ по защите информации на предприятиях производится: обследование объекта; разработка проекта комплексной системы защиты информации; аттестация указанной сис­темы. При этом используется специальная радиоизмерительная аппаратура, в частности для обнаружения «жучков», защитные элек­тромагнитные экраны, криптографические технические средства, вставки в токопроводящие среды и другие средства специального назначения.
Нельзя забывать о человеческом факторе. По мнению специа­листов персонал любой компании, банка состоит в среднем на 25% из честных людей, которые останутся таковыми при любых обстоятельствах, на 25% из людей, которые только ждут удобного случая, а остальные 50% —- лица, которые могут остаться или не остаться порядочными в зависимости от ситуации. В этой связи особое значение приобретает характер отношений руководителей предприятия со своими подчиненными, особенно с доверенными лицами.
Опасность утечки информации может быть связана с менедже­рами, в особенности с менеджерами самого высокого уровня.
Причины бывают иные. К примеру неудовольствие, вызываемое титулом (секретарша). Менеджеры, прекрасно понимая это, прибегают к уловкам, щедро раздавая титулы и звания вроде; «административный работник» или «конфиденциальный советник». Как ни стран­но, но это помогает. Исчезает та психологическая неуверенность в себе, которая, по тем же опросам, многим секретаршам свойст­венна и которая в конечном итоге может обернутся для боссов неприятностями.
Для охраны собственности фирмы и их сотрудников многие российские хозяйственные структуры создают собственные служ­бы безопасности. Их основной задачей является обеспечение фи­зической безопасности, в частности, охрана зданий, инкассация, обеспечение личной безопасности руководителей, персонала, за­щита коммерческих тайн. Вместе с тем, все чаще работники служб безопасности участвуют в оценке партнеров, клиентов, инвести­ционных проектов, страховых компаний при страховании креди­тов, контролируют возврат просроченной задолжности, помогают в выработке информационно-аналитических прогнозов и оценок, в том числе потенциала конкурирующих компаний, их стратегии и т.д. Однако практика свидетельствует о многих недостатках, при­сущих службам безопасности многих предприятий. Среди них: ог­раниченное понимание самой проблемы безопасности; пренебре­жение профилактикой угроз; некомпетентность в вопросах затрат на безопасность, неумение или нежелание постоянно сопостав­лять затраты и достигнутые результаты; склонность ориентиро­вать работу службы безопасности только на охрану материальных ценностей, на проверку благонадежности сотрудников, конфиден­циальности делопроизводства и т.д. Именно поэтому существенной проблемой остается подбор кадров для служб безопасности. Указанные недостатки присуши большинству российских фирм, где зачастую отсутствует реальный контроль за деятельностью под­разделений, обеспечивающих безопасность. Порой стереотипное представление руководства компании а самой сущности безопас­ности ведет к бесконтрольности. В такой ситуации данное подраз­деление стремится делать как можно меньше, поскольку бурная деятельность тоже может представлять своего рода угрозу для безо­пасности фирмы. Предприятия в этой ситуации несут двойные затраты — ущерб от непредотвращенности угроз и повышенные расходы на службу безопасности. Это свидетельствует об отсутствии у нас системы целевого менеджмента безопасности, которая ч столь развита в западных странах. Естественно, что такая ситуа­ция является одной из основных причин потери неуязвимости рос­сийских коммерческих структур, возрастания опасности не только утраты рыночной позиции, конкурентоспособности, но и бан­кротства.
Менеджеру следует определить для себя оптимальную границу доверия профессионалам службы безопасности, учитывая ее силь­ные и слабые стороны, накопленный опыт работы с ними, ориен­тируясь не на борьбу с негативными последствиями, а с причина­ми, вызывающими эти неприятности. Нужно лично разобраться во всех проблемах безопасности фирмы, определить подходы к ее обеспечению. В этих проблемах менеджер должен быть не менее компетентен, нежели сами сотрудники службы безопасности, обес­печивать разработку комплекса мер, гарантирующих безопасность и контроль за их реализацией- Следует очень тщательно разобраться в проблемах организации и функционирования самой службы безо­пасности и содействовать их разрешению. Подбирая специалистов в службу безопасности, надо четко представлять, в каком именно специалисте нуждается предприятие, что он должен уметь делать, как конкретно должен решать проблемы в своей сфере. Поскольку «готовых» специалистов с практическим опытом работы и необхо­димой культурой менеджмента безопасности коммерческих струк­тур найти в настоящее время в России чрезвычайно сложно, при­ходится организовывать обучение и переобучение своих работников.
Жизнь подтверждает целесообразность систематической орга­низации совещаний руководителей всех основных структурных под­разделений, на которых рассматриваются следующие вопросы;

  • Ваше представление об интересах нашего предприятия?
  • В чем вы видите реальные и потенциальные угрозы интере­сам фирмы и каковы их источники?
  • Какие угрозы представляют, по вашему мнению, наиболь­шую опасность?
  • Какова вероятность ущерба и его размеры, обусловленные наличием этих угроз?
  • Где находятся наиболее уязвимые с точки зрения безопасно­сти места фирмы?
  • Какие необходимы меры по предупреждению возникнове­ния условий, способствующих практической реализации угроз, по предотвращению, нейтрализации, локализации и ликвидации по­следствий опасности?
  • Как должна быть организована система обеспечения безо­пасности фирмы и как она призвана корреспондировать с ее орга­низационной структурой?
  • Каковы функции и полномочия различных органов и под­разделений фирмы по обеспечению безопасности?
  • Как организовать обучение сотрудников решению проблем его безопасности?
  • Что нужно сделать для существенного повышения уровня квалификации руководства и сотрудника служб безопасности?
  • Каким образом лучше обеспечить материальное и нематери­альное стимулирование сотрудников службы безопасности?

Целесообразно сформировать компании постоянную комиссию по безопасности. В нее можно включить помимо менеджера, отвечающего за данный участок работы, руководителя службы безопасности, руководителей юридической, финансовой, маркетинго­вой и кадровой служб, делопроизводства. Лучший показатель оценки работы подразделений безопасности — не количественно ликви­дированных угроз, а сокращение их числа и предупрежденных опасностей.
Безопасность фирмы, гарантия защищенности ее интересов и прав связаны не только с коммерческой деятельностью, но и с социальными интересами работников. Столь широкое понимание безопасности открывает возможность системного подхода к выяв­лению и оценки угроз, их предотвращению, помогает принимать более квалифицированные и взвешенные решения, позволяет по­высить уровень защищенности интересов компании при сокраще­нии удельных затрат на обеспечение безопасности.

Медиа Контекст

Реклама

Подслушать разговор на расстоянии

Статистика

Подслухивающее устроиство на ростоянии Rambler's Top100