Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Экономический кризис не редкое явление в экономике. Он часто ставит предприятия на грань финансового банкротства. Что делать если вы на гране банкротства и как его избежать вы узнаете в этом разделе.

 

 

Оптимизация налогообложения предприятия

 

Совершенно очевидно, что для развития реального рынка, и в частности, наведения порядка в ценообразовании России, не­обходима коренная перестройка существующей налоговой сис­темы. Вся страна выражает протест против неуплаты вовремя и полностью заработной штаты и пенсий, высказывает серьезные претензии к центральным и местным органам власти, руково­дителям предприятий. Кое-где появляются и политические ло­зунги. Вопрос о налогах, обеспечивающих доходную базу бюд­жета, о том, что налоговых поступлений в государственную казну катастрофически не хватает, дебатируется на всех уровнях вла­сти и повсеместно.
Сегодня в России самый важный имидж (и доходы) имеют те, предприниматели, которые так или иначе уходят от уплаты обо­значенных законом налогов. Если на Западе акции компании, не расплатившейся по налогам с правительством» немедленно пада­ют в цене, то в России, наоборот, мощь компании измеряется размером ее безнаказанного долга. Следует ли из этого, что уме­ние бизнесмена и впредь должно направляться на то, чтобы не платить налоги в казну, или, расплачиваясь полностью по закону, использовать вполне легальные возможности минимизировать на­логообложение? Без сомнения, что переход на этот последний, более цивилизованный путь — дело только времени.
История развития налогообложения характерна проявлениями неподчинения со стороны населения. Введение властями любого нового налога всегда стимулировало реакцию налогоплательщика, направленную на поиск возможностей, как избежать уплаты налога. В этой области есть два пути. Первый — уклонение от уплаты на­логов, когда отказ от выполнения налоговых обязательств реа­лизуется незаконными способами. Скажем, осуществляя свою' предпринимательскую деятельность, минуя государственную и на­логовую регистрацию, либо посредством предоставления в нало­говые органы ложной информации, что, естественно, наказуемо, «•Сокрытие налогооблагаемой базы» — уголовное преступление, пре­дусмотренное статьей 162-2 Уголовного кодекса Российской Фе­дерации-
Иной путь — оптимизация (планирование) налогов. Происхо­дит минимизация налоговых обязательств за счет применения на­логовых льгот, различных легальных «лазеек», существующих в налоговом праве- Обычно под «налоговым планированием имеется в виду целенаправленная деятельность предприятия, ориентиро­ванная на максимальное использование возможностей налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей. Если уклонение от налогов обычно имеет тактический характер (приме­нительно к конкретной ситуации), то «налоговое планирование» означает совокупность плановых действий, объединенных в еди­ную систему и нацеленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках обще­го стратегического планирования организации. Отсюда, руководство фирмы, особенно российской, максималь­ное внимание должно уделять стратегическому планированию (в том числе и для минимизации налогового бремени). Вопрос же о возможности незаконной неуплаты налогов вообще стоять не должен.
Мировая практика убеждает, что крутые изменения налогооб­ложения могут привести к социальным взрывам, отставкам прави­тельств, президентов. В ряде стран законодательно установлено, что налоги и их станки не могут быть изменены в течение установ­ленного времени. Налоговое законодательство многих стран не допускает наличия подзаконных актов. Международные требова­ния, с которыми приходится считаться нашему правительству, при­водят к постепенному сближению российского налогового зако­нодательства с международным. Вскоре должен быть введен На­логовый кодекс Российской Федерации, где изложены основные положения налогообложения и который будет более прогрессив­ным, чем ныне действующие законы и регламентирующие доку­менты. Пока же ситуация в России в области налогов — хуже не придумаешь.
Как известно, налоговая система любой страны выполняет сле­дующие функции: фискальную, связанную с формированием до­ходной части государственного бюджета, и регулирующую, с по­мощью которой государство оказывает воздействие из процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или умень­шая платежеспособный спрос населения-
Налоговая система состоит из налогов и сборов. Налоги могут иметь разную налогооблагаемую базу и различные ставки и подразделяются на прямые и косвенные. Прямые — на­логи на доходы и имущество, Первые уплачиваются при получе­нии дохода (налог на прибыль и налоги на отдельные виды доходов в зависимости от их источника или вида деятельности). Косвен­ный налоги оплачиваются потребителями товаров (работ, услуг), поскольку входят в их цены. Это — акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
С точки зрения налогообложения можно выделить те налоги, которых не может избежать любая организация. Так, если органи­зация динамично работает, то она, как правило, платит налог на прибыль, НДС, налог на имущество; если организация осуществляет свою хозяйственную деятельность практически без прибыли, все равно возникают объекты налогообложения для налогов с вы­ручки, НДС и налога на имущество; даже если организация вообще не осуществляет в какой-либо период времени предприниматель­скую деятельность, все равно появляется объект налогообложения по налогу на имущество.
В России есть немало людей и организаций, осуществляющих свою деятельность полностью вне рамок закона (не платя при этом никаких налогов государству). Однако и эти люди, как конечные потребители товаров, работ и услуг, выступают фактическим пла­тельщиком косвенных налогов (акцизов и НДС), которые включе­ны в розничные цены.
Практически полностью избежать налогообложения в предпри­нимательской деятельности невозможно.
В то же время, на абсолютном большинстве из десятков тысяч предприятий, проверенных Рострудинспекцией и налоговыми ор­ганами, выявлены факты расхищения, разбазаривания и не целевого использования финансовых средств- Руководящая элита предпри­ятий-неплательщиков, как правило, вполне процветает и живет в условиях роскоши на фоне многомесячных задержек зарплаты ра­ботникам, Подобным образом характеризуется ситуация с непла­тежами в официальном правительственном документе «О роли ру­ководителей предприятий и финансовых структур в социальных конфликтах». В настоящее время административно-правовая от­ветственность за нарушения законодательства об оплате труда ми­нимальна, а уголовная отсутствует вообще.
Действующее налоговое законодательство в России является на­столько запутанным и сложным для исполнения, что зачастую пред­ставители налоговых инспекций сами не представляют на какой нормативный документ нужно сослаться, чтобы получить правиль­ный ответ на поставленные вопросы. Это происходит потому, что обработать и систематизировать полученную из самых различных нормативных документов информацию, связанную с налогообло­жением юридических физических лиц в РФ, очень сложно. Любая систематизация требует логической обработки. А логики в налого­вом законодательстве РФ сегодня недостаточно.
Предприятия налогов платить не хотят, потому, что ставки на­логов выходят за рамки разумного. Кроме того, любые предприни­матели, руководители предприятий не могут смириться, с мыслью
о необходимости отдавать часть заработанных денежных средств, государству на общенациональные цели. Поэтому между налого­вой инспекцией и предприятиями идет борьба, где положение по­следних тем не менее бесперспективно по следующим причинам:

  • исключительная сложность налогового законодательства. Да­же хороший бухгалтер не всегда окажется на высоте с точки зре­ния налоговых законов. Держать же в штате специалистов по на­логообложению в состоянии далеко не каждое предприятие.
  • действует обширная система штрафов, различных наказаний предприятий за несоблюдение налогового законодательства, за не­своевременную уплату налогов, за несвоевременное предоставле­ние отчетности. Система взысканий финансовых санкций настолько запутана, что и налоговые инспекции нередко ошибаются при на­ложении штрафных санкций на предприятия.
  • установилась практика, при которой даже если налоговая ин­спекция заведомо не права, предприятия обычно не обращаются в арбитражный суд, чтобы не портить отношения со своей налого­вой инспекцией, чтобы не попасть в «черный список». Если орга­низация и выигрывает дело в суде, то после этого ей лучше сменить свой юридический адрес вместе с территориальной налоговой ин­спекцией.

Минимизация налогов представляется российскими менедже­рами по разному. Грань между легальным и нелегальным сниже­нием налогов очень зыбкая. Во всех странах имеются легальные и нелегальные пути снижения налогов, но обычно там четко опре­делены законы, административная или уголовная ответственность за правонарушения. Минимизации бремени налогов, не переступая эту грань, и  посвящена эта глава

Медиа Контекст

Реклама

Налогообложение предприятий

Статистика

Легальная оптимизация и минимизация налогов Rambler's Top100