Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Экономический кризис не редкое явление в экономике. Он часто ставит предприятия на грань финансового банкротства. Что делать если вы на гране банкротства и как его избежать вы узнаете в этом разделе.

 

 

Структура    и    содержание    бизнес-плана

 

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта, связанного с вложением средств в ре­альные активы, не регламентируется. Она просто должна быть логичной и отвечать отме­ченным выше функциям этого проекта. Однако в том, что касается бизнес-планов антикри­зисных инвестиционных проектов, к этой структуре должны быть все-таки предъявлены особые требования.
Еще более важно содержание бизнес-плана антикризисного инвестиционного проекта.
При этом бизнес-план проекта, подчеркнем еще раз, должен одновременно выполнять две функции:

  • быть рабочим документом внутрифирменного планирования, стыкуясь с бизнес-планом финансового оздоровления предприятия;
  • служить инструментом, с помощью представления которого потенциальным внеш­ним инвесторам и кредиторам можно было бы рассчитывать на привлечение от них средств.

Бизнес-план антикризисного инвестиционного проекта должен быть особо убедительным и еще по двум причинам.

  • если в него не поверят конкурсные кредиторы, то они не утвердят основан­ный на соответствующем антикризисном проекте бизнес-план всего финансового оздоров­ления предприятия, тем самым не дав внешнему управляющему возможности сосредото­читься на его выполнении, а не на разработке новых вариантов плана финансового оздоров­ления.
  • именно на основе планируемых в бизнес-плане антикризисного проекта положительных денежных потоков может составляться и предлагаться конкурсным кредито­рам предприятия график погашения задолженности им. В то же время хотя бы четкое начало выполнения этого графика, как отмечалось в модуле 1 способно мотивировать конкурсных кредиторов по итогам финансового оздоровления должника к достижению мирового согла­шения о реструктуризации кредиторской задолженности сохраняемого как действующее предприятия.

Ниже предлагаются общая структура и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
Вводный раздел.
Бизнес-план инвестиционного проекта должен предваряться резюме, в котором не более чем на одной странице текста излагается деловая идея проекта. Из нее без каких-либо цифр, на уровне деловой интуиции и обычной бизнес эрудиции, должно быть видно, что проект имеет шансы на коммерческий успех.
Если иметь в виду функцию бизнес-плана инвестиционного проекта по привлечению стороннего капитала, то главная задача резюме - заинтересовать потенциального инвесто­ра или кредитора, согласовать проект с его представлениями о перспективах бизнеса в дан­ной стране и, как минимум, подвигнуть потенциального инвестора либо кредитора читать бизнес-план проекта дальше.
Первый раздел. Анализ рынка.
Основой бизнес-плана проекта следует сделать анализ целевого рынка.
При этом предметом анализа должны быть:

  • характер предлагаемого продукта и его отличия от продуктов конкурентов;
  • четкое определение предполагаемых потребителей (покупателей) продукта (иногда го­ворят: целевого сегмента рынка) и их потребностей, а также платежеспособного спроса на продукт;
  • анализ конкуренции на рынке (целевом сегменте рынка) и распределения рынка между существующими конкурентами;

Последние два аспекта должны быть представлены в динамике - с учетом всей известной информации о возможном будущем изменении потребностей и платежеспособного спроса потребителей, а также об изменении планов конкурентов. Это поможет потенциальным ин­весторам и кредиторам сориентироваться в перспективах продаж соответствующей продук­ции.
Особое внимание следует уделить трендам в изменении платежеспособности целевых по­требителей (покупателей) и планам и финансовым возможностям конкурентов.
Потенциал платежеспособности потребителей (покупателей)-юридических лиц рекомен­дуется отражать анализом их теперешнего и вероятного будущего финансового состояния, которое у потребителей (покупателей), являющихся открытыми акционерными обществами, необходимо характеризовать анализом рассчитываемых по их публикуемому бухгалтерско­му балансу финансовых коэффициентов.
В отношении инвестиционных товаров полезна информация о планах обновления про­дукции, реконструкции, технического перевооружения потребителей этих товаров.
В том, что касается конкурентов, нужно находить как информацию об их финансовом со­стоянии, так и об их планах по экспансии либо уходу с рынка применительно к спросу на аналогичную продук­цию со стороны целевых потребителей (покупателей) предприятия.
В интересах последующих разделов бизнес-плана необходимо оценить:

  • емкость и эластичность спроса на рассматриваемую продукцию;
  • размер (в стоимостном объеме продаж) ниши на рынке, остающейся или образовы­вающейся для предприятия.

Емкость спроса представляет собой максимальный объем продаж продукта (выручки) всеми его поставщиками независимо от выставляемой на товар цены.
Эластичность спроса (по цене) показывает, на сколько изменится объем продаж продукта, если цена на него изменится на единицу (например, на один процент).
Желательно также проанализировать все указанное в рамках более широкого рынка, включающего предложение товаров-заменителей (включая так называемую перекрестную эластичность спроса, отражающую то, на сколько изменится объем продаж продукта в ответ на изменение на единицу цены на товар-заменитель),
В части функции привлечения стороннего финансирования для проекта, главной целью этого раздела бизнес-плана является создать обоснованное впечатление того, что как сегодня, так и в будущем имеются реальные перспективы сбыта того товара (услуги), которые являются предметом проекта.
Второй раздел. Ценообразование.
Если целевой продукт уже предлагается на исследовавшемся рынке, то в следующую очередь внимание должно быть уделено политике ценообразования.
Предварительная плановая цена устанавливается в зависимости от конкурентных пре­имуществ целевого продукта, планируемых условий его поставки и оплаты, а также от пла­нового объема продаж на целевом рынке продукта.
Если целевой продукт еще не предлагается на исследовавшемся рынке, то все равно на основе данных о рынке анализируется, при какой цене можно продавать этот продукт. Данный продукт подается в ко­личестве, соответствующем минимальной физически возможной производственной мощно­сти предприятия, она вычисляется исходя из минимально возможного выпуска продукции при покупке либо создании собственными силами технологической линии по производству рассматриваемого продукта. Эта цена тогда и устанавливается в качестве предварительно планируемой цены продукта.
Третий раздел. Калькуляция себестоимости продукции.
Себестоимость продукции следовало бы начинать рассчитывать с коэффициентов удель­ного расхода всех покупных ресурсов, затраты на которые относятся к переменным опера­ционным издержкам по выпуску этой продукции.
Эти коэффициенты являются наиболее объективной и жестко определяющей себестои­мость характеристикой существующей (созданной) на предприятии технологии производст­ва.
После того как указанные коэффициенты рассчитаны, можно вычислить удельные (в рас­чете на штуку товара) переменные операционные издержки по рассматриваемой продукции.
Затем применительно к тому объему продаж, который предполагался при планировании предварительной цены продукта (соответствующему планируемой доле на рынке или мини­мально возможной производственной мощности), определяется размер постоянных (услов­но-постоянных) издержек предприятия, соответствующий необходимой для указанного объ­ема продаж производственной мощности.
Себестоимость рассматриваемой в проекте продукции тогда рассчитывается примени­тельно к установленным удельным переменным операционным издержкам и в расчете на планировавшийся выше объем выпуска и продаж.
Четвертый раздел. Анализ условий безубыточности.
На основе полученных показателей себестоимости и предварительно планировавшейся цены должен быть определен объем безубыточных продаж, после чего следует провести анализ условий безубыточности, нацеленный на:

  • установление того, может ли быть вообще безубыточным выпуск продукции, если ори­ентироваться на ранее установленные показатели цены и постоянных издержек;
  • определение наилучших сочетаний плановых объемов выпуска (продаж) продукции и ее цены, т.е. тех сочетаний этих плановых показателей, которые максимизируют прибыль.

Пятый раздел. Планирование цены, объема продаж и себестоимости на несколько периодов.
Проведенные расчеты и анализ повторяются применительно к нескольким ближайшим плановым периодам, при этом учитывается, что в начальных периодах возможно не достижение сразу прибыльного режима работы по целевому продукту, если он осваивается вновь.
Шестой раздел. Определение потребности в инвестициях.
Необходимые инвестиции в проект по отдельным периодам (годам, кварталам) его осу­ществления устанавливаются на основе инвентаризации номенклатуры и количества тех ос­новных производственно-торговых фондов (а также указания их рыночных цен), которые нужны для обеспечения выпуска и сбыта продукции в объемах, предусмотренных в преды­дущих разделах бизнес-плана.
Седьмой раздел. План по прибылям/убыткам.
Этот план предполагает развертывание по ближайшим периодам плановой информации по намечаемым продажам и операционным издержкам.
Для наглядности по периодам проекта можно рассчитать стандартные показатели рента­бельности: рентабельности текущих операций, рентабельности ранее сделанных инвести­ций, рентабельности ранее приобретенных (созданных собственными силами) активов.
Восьмой раздел. Организация сбыта и закупок.
Если целевой продукт предприятия представляет собой товар (услугу) сколь либо массо­вого спроса, рекомендуется проработать вопросы:

  • о способах продвижения продукта к потребителям через те или иные уже существую­щие товаропроводящие цепочки;
  • о том, как эти способы могут повлиять на выполнение или невыполнение планирую­щихся контрольных цифр по объемам продаж.

Если рассматриваемый продукт имеет характер инвестиционного товара либо продукции производственно-технического назначения расходного характера, то необходимо указать на какие, на каких условиях оплаты и поставки, с кем и находящиеся в какой стадии подготов­ки контракты рассчитывает предприятие в организации своего сбыта.
То же самое целесообразно отобразить и в отношении контрактов по основным закупкам.
Девятый раздел. План финансирования инвестиций.
Здесь должно быть указано, за счет каких источников (самофинансирования, привлекае­мых средств акционеров-пайщиков или кредитов) предполагается профинансировать необ­ходимые инвестиции - с указанием конкретных источников по годам (кварталам) проекта.
Десятый раздел. Планирование денежных потоков.
Денежные потоки по проекту планируются с учетом того:

  • какие чистые прибыли или убытки ожидаются по периодам осуществления проекта;
  • в какое время и какие продолжающиеся инвестиции планируются для разворачивания и поддержания производственно-сбытовых мощностей;
  • какова будет потреб­ность в пополнении необходимых для проекта оборотных средств;
  • какие кредиты, и на каких условиях планируется брать в интересах проекта.

Одиннадцатый раздел. Расчет всех показателей эффективности инвестиционного проек­та и оценка его как целесообразного объекта вложения средств в сравнении с альтернатив­ными объектами финансирования.
Данный раздел предполагает осуществление всех тех расчетов и видов анализа, которые рассматривались в этом модуле выше (по всем семи показателям эффективности инвестици­онных проектов - начиная от чистой текущей стоимости проекта и кончая его адаптирован­ной чистой текущей стоимостью с соответствующими приложениями).
Двенадцатый раздел. Анализ рисков проекта.
Выделяются основные риски проекта, возможные последствия проявления этих рисков и, по «методу сценариев», согласно главным намечающимся сценариям развития проекта, пе­ресчитываются все основные показатели прибыльности (по периодам осуществления проек­та) и общей эффективности проекта. По итогам данного анализа делаются выводы о том, насколько эффективность проекта зависит от выделенных факторов риска.

Медиа Контекст

Реклама

Структура и содержание бизнес плана

Статистика

Бизнес план структура и содержание разделов Rambler's Top100