Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Экономический кризис не редкое явление в экономике. Он часто ставит предприятия на грань финансового банкротства. Что делать если вы на гране банкротства и как его избежать вы узнаете в этом разделе.

 

 

Анализ безубыточности предприятия

 

Диагностика предполагает выявление экономической сущности предприятия. В процессе диагностики может быть сделано три вывода:

  • предприятие прибыльно;
  • предприятие убыточно;
  • предприятие имеет нулевую рентабельность.

Если диагностируемое предприятие является убыточным или малоприбыльным (с учетом объективизации прибылей), то следует провести анализ достижимости им условий безубы­точности (хотя бы нулевой рентабельности по текущим операциям) или того, насколько прочно малоприбыльным предприятием они уже достигнуты.
Эти условия анализируются с учетом (в комплексе):

  • сформировавшейся на рынке цены на профильную продукцию предприятия;
  • спроса на эту продукцию;
  • структуры издержек предприятия и доли в них, а также общей величины постоянных расходов;
  • наличия у предприятия резерва производственных мощностей и инвестиционных воз­можностей их расширения;
  • кредитоспособности предприятия в части привлечения дополнительных заемных обо­ротных средств;
  • платежеспособности и надежности клиентов предприятия.

При данной (установившейся рыночной) цене Р на свою продукцию предприятие может быть хотя бы безубыточным (иметь нулевую прибыль П, не имея и убытков), когда выпол­няется равенство:

П=(р-сv)Qa.-сf=о,

где Сv - удельные (на единицу выпуска) переменные затраты (зависящие от объема выпуска); к ним относятся прямые затраты на сырье, материалы, комплектую­щие изделия, расходы по сдельной оплате труда и др.;
Сf — постоянные (условно-постоянные) расходы предприятия (не зависящие от объема выпуска продукции): затраты по оплате аренды, налог на имущество, амортизация основных фондов, тарифно-окладная оплата штатных работников, затраты на административно-управленческий аппарат, расходы на поддержание в силе патентов и лицензий и др.;                      
Qa - объем выпуска и продаж продукции, обеспечивающий безубыточность предпри­ятия («объем безубыточности» или «порог нулевой рентабельности»).
Эластичность Ef (чувствительность) прибылей предприятия по отношению к уровню постоянных издержек оказывается самой высокой. Она определяется как изменение прибыли (П) в ответ на изменение (увеличение) на единицу указанных издержек (Сf):

Объем Qa выпуска и продаж продукции, при котором при данной цене и издержках предприятие может хотя бы не иметь убытков, рассчитывается как:
Qa=сf/(р-с’v).

Необходимо проверить, насколько далеко фактический объем Qф выпуска и продаж продукции предприятия находится от объема безубыточности. Иначе говоря, надо вы­явить разность между Qф. и Qa . Еще лучше эту разность соотнести со значением Qa, полу­чив таким образом индекс IQa «относительного запаса прочности» предприятия в части преодоления им «порога нулевой рентабельности» («индекс безубыточности»):
IQa=(Qf-Qa)/Qa
Для убыточного предприятия индекс безубыточности будет отрицательным, но тогда важно, насколько велик дефицит объема выпуска и продаж относительно «объема безубы­точности». В долях последнего на это и указывает отрицательный индекс безубыточности.  Для малоприбыльного предприятия индекс безубыточности окажется положительным, но небольшим, так как фактический объем выпуска и продаж недалеко «перешагнул порог ну­левой рентабельности».
Таким образом, индекс безубыточности может действительно рассматриваться как мера относительного «запаса прочности» предприятия по критерию преодоления им «порога ну­левой рентабельности».
Считается, что индекс безубыточности должен быть больше 10%.     В более долгосрочном плане прибыль предприятия и его индекс безубыточности могут быть увеличены посредством освоения более выгодных видов продукции (услуг), совершенствования технологий выпуска прежнего продукта (уменьшением переменных затрат в ре­зультате снижения коэффициентов удельного расхода дорогостоящих покупных ресурсов), лучшего позиционирования продукта (усовершенствования его в соответствии с запросами потенциальных покупателей), значительного наращивания производственных мощностей и проведения рекламных кампаний и др.
Однако в краткосрочном плане, что особенно важно для срочного финансового оздо­ровления кризисных предприятий, круг доступных способов действия резко сужается.
При неудовлетворительном индексе безубыточности повысить его и увеличить прибыль (устранить убытки) можно в первую очередь срочным снижением постоянных издержек предприятия: отказом от избыточно арендуемых помещений; сокращением или пересмотром условий оплаты персонала, заработная плата которого является частью постоянных расходов; продажей или списанием избыточного имущества; отказом от поддержания в силе не нужных на данный момент патентов и лицензий и др. Все это позволит сдвинуть в меньшую сторону объем безубыточности Qa, снизит постоянное платежное бремя предприятия.
Когда резервы экономии на постоянных расходах и уменьшения показателя Qa исчерпа­ны, следует провести анализ факторов, в наибольшей степени ограничивающих увеличение предприятием продаж и/или выпуска продукции, т.е. увеличение показателя Qф.
Этими факторами являются:

  • спрос на продукцию (с учетом конкуренции),
  • про­изводственная (торговая) мощность предприятия.

Возможны четыре ситуации:

  • недостаточный спрос при недостаточной производственной (торговой) мощности;
  • недостаточный спрос при наличии неиспользуемого резерва производственной (тор­говой) мощности;
  • достаточный спрос при недостаточной производственной (торговой) мощности;
  • достаточный спрос при наличии неиспользуемого резерва производственной (торго­вой) мощности.

Ситуация 1. наиболее неблагоприятна. В краткосрочном плане ее не преодолеть. Нужно лишь проверить, есть ли возможность увеличить спрос изменением условий поставки и оп­латы  с переходом на более удобные покупателям, но и более дорогие для фирмы базисы поставки; а также на безавансовую оплату продукции и на оплату ее в рассрочку. Если такая возможность существует, необходимо провести специальный анализ реалистичности и фи­нансовой допустимости указанных переходов.
В ситуации 2 рекомендуется исследовать:

  • насколько прочно на рынке профильной для предприятия продукции установилась те­кущая рыночная цена и нет ли возможности иной ценовой политикой предприятия ее изме­нить (возможно, на рынке вообще нет единой рыночной цены);
  • как изменятся - при выявлении определенной свободы для «ценового маневра» — усло­вия безубыточности предприятия при некотором (в пределе - до уровня удельных перемен­ных затрат С ) уменьшении цены за предлагаемую продукцию.

Уменьшение цены при эластичном спросе на продукцию способно увеличить коли­чество продаж в большей степени, чем из-за уменьшения цены возрастет объем без­убыточности. Тогда главной проблемой предприятия станет увеличение масштаба опера­ций, объема выпуска - что возможно при наличии у предприятия резерва производственной (сбытовой, торговой) мощности.
При ее недостатке после описанного уменьшения цены ситуация 2 переходит в ситуа­цию 3, из которой в краткосрочном плане выходом может быть (не имея в виду привлече­ния малодоступных инвестиционных ресурсов) аренда производственных (торговых) мощностей или привлечение других (менее «расторопных») финансово-кризисных пред­приятий той же отрасли в качестве контрагентов-субподрядчиков.
Ситуация 4, как правило, имеет место при недостатке у предприятия оборотных средств (особенно после периода повышенной инфляции).
Проблему можно решить привлечением дополнительных заемных оборотных средств по краткосрочным кредитам.
Этого часто опасаются из-за, как считается, высокой ставки банковского процента. Ино­гда полагают, что такие кредиты недоступны.
В действительности увеличение краткосрочной задолженности:

  • выгодно, если рентабельность продукции по текущим операциям в расчете на срок кредита выше, чем процентная ставка по нему (т.е. если «кредитный рычаг» положите­лен);
  • увеличивает риски предприятия в допустимой степени, если после возрастания краткосрочной задолженности коэффициенты текущей и немедленной ликвидности предприятия (отношения соответственно текущих и текущих ликвидных активов к кратко­срочной задолженности) остаются удовлетворительными, т.е. не превышающими нор­мальный для отрасли уровень (подробнее об этом см. ниже);
  • является реальным, если кредиты будут браться под контракты с заказчиками, которые рассматриваются банком как надежные плательщики (имеющие хорошую «платежную историю», достаточный кредитный рейтинг, удовлетворительные финансовые показатели, относящиеся к финансово благополучным отраслям и странам).

Из последнего следует, что:

  • во-первых, у предприятия должно быть как можно больше клиентов из числа надежных плательщиков - даже в ущерб количеству более выгодных, но менее надежных в глазах бан­ка;
  • во-вторых, контракты с ними надо заключать (хотя бы парафировать) до привлечения недостающих оборотных средств, а не после.

Намеченные ситуации в разрезе отдельных видов продукции более сложного для анализа многономенклатурного предприятия и уже с учетом необходимых инвестиций развиваются в модуле 6 в связи с рассмотрением вариантов производственно-сбытового и инвестицион­ного планов.

Медиа Контекст

Реклама

Анализ безубыточности предприятия

Статистика

Анализ безубыточности предприятия Rambler's Top100