Контекст

Партнеры

Инфо


RosInvest.Com ,

 -

Экономический кризис не редкое явление в экономике. Он часто ставит предприятия на грань финансового банкротства. Что делать если вы на гране банкротства и как его избежать вы узнаете в этом разделе.

 

 

Концепция антикризисного управления

 

Важно точно определить концепцию антикризисного управления.
Считается, что если основным признаком экономиче­ской беды предприятия являются его неплатежи, то главную роль в антикризисном управлении должен играть финансовый менеджмент. Безусловно, возможности этого управленческого инструмента огромны, но не безгранич­ны, особенно, если «опухоль уже стала злокачественной». Дело в том, что решение проблем, стоящих перед финан­совым менеджером предприятия, невозможно без реше­ния вопросов, которые, казалось бы, прямо к финансам не относятся. В их числе

  • и наличие хорошо поставленного управленческого учета,
  • и качество планирования на пред­приятии,
  • и обеспеченность его высококвалифицирован­ными менеджерами и т. п.).

Результаты финансового ме­неджмента являются производными от итогов всей ры­ночной деятельности предприятия, качества и работоспособности всего его коллектива. Отсюда оздоравли­вать финансы фирмы — это оздоравливать весь ее орга­низм.
Может ли антикризисный менеджмент решать подоб­ные задачи? На этот вопрос нужно ответить положитель­но, исходя из следующего:

  • главной целью антикризисного управления явля­ется обеспечение прочного положения на рынке и ста­бильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране. Следовательно, оно должно быть способным ре­шать самые разноплановые и разносторонние задачи;
  • в его рамках применяются, как правило, такие управленческие инструменты, которые в специфических российских условиях оказались наиболее эффективными в решении всех текущих задач предприятия, а не только в устранении временных финансовых затруднений;
  • суть антикризисного управления — ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внеш­ней среды на основе заранее тщательно разработанной гаммы альтернативных вариантов управленческих реше­ний, предусматривающих различные действия в зависи­мости от ситуации;
  • в основе антикризисного управления лежит про­цесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях действий предприятия.
  • антикризисное управление нацеливается на то, что даже в самой сложной хозяйственной ситуации, в кото­рой оказалось предприятие, можно было ввести в дейст­вие такие управленческие и финансовые механизмы, ко­торые позволили бы выбраться из трудностей с наимень­шими для предприятия потерями.          

Общеизвестна триада, определяющая ныне успех в бизнесе — «Люди—продукт—прибыль». Стабильность бизнеса, прочность позиций фирмы на рынке, ее финан­сов обеспечивают прежде всего люди. Предприятие долж­но располагать такими работниками, которые способны подходить к делу творчески, стремиться к нововведениям, развивать сотрудничество с другими, добиваться опти­мального конечного результата. Нужна не просто группа специалистов, а дружный, творческий, самонастраиваю­щийся коллектив-команда. Без этого никакие ухищрения в финансовой области дело не спасут.
Однако самое главное — голова, менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося сегодня мотором ры­ночной экономики. Для российского менеджера приори­тетным становится понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индиви­дуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально ис­пользовать их в практической работе.
Вторая по значимости проблема — продукт, то, что фирма способна предложить рынку. Здесь на первый план выходят маркетинг — работа с рынком ради удовлетворе­ния человеческих нужд и потребностей. В этой области для российских менеджеров особое значение приобретают:

  • использование новейших результатов научно-исследовательских работ, открытий и изобретений для производства и экспорта высокоэффективных наукоемких изделий, технологий и услуг;
  • тщательное и всестороннее изучение состояния и перспектив конъюнктуры рынка, сбор и обработка ин­формации о реальных потребностях потребителей;
  • ориентация производства на перспективные требо­вания рынка, адресность производимой продукции и на­учных результатов;
  • активное воздействие на рынок, на сформирование его потребностей и стимулирование сбыта;
  • обеспечение всестороннего удовлетворения потреб­ностей общества для повышения качества жизни.

Суть антикризисного маркетинга — деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы пред­приятия. К сожалению, отечественные производители обычно предлагают рынку не то, что последнему нужно, а то, что они могут делать. Только тогда, когда предпри­ятие оказывается способным предложить потребителю, рынку то, что ему необходимо, по приемлемой цене, в нужном количестве, нужного качества, в нужное время и в нужном месте, появляются предпосылки для финансо­вой стабильности компании. Чтобы предприятие могло аффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточ­ной для расплаты вовремя с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, госу­дарством. Нужна прибыль, обеспечивающая расширенное воспроизводство. Устойчивая прибыль, прочные финансы предприятия — не подарок судьбы или счастливый слу­чай истории. Это всегда результат умелого, тщательно просчитанного управления всей совокупностью производ­ственных и хозяйственных факторов, определяющих ре­зультаты деятельности предприятия (как внутренних, так и внешних).                    
Исследования показали, что применительно к россий­ской действительности основные причины неплатежеспособности многих предприятий сводятся к недостаточному учету претензий рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству товара, по цене и т.д.) и к неудовлетвори­тельному   финансовому   руководству   предприятием (неправильный учет рисков, отягощение избыточными обязательствами, низкое качество финансового планиро­вания и т.д.). На наших предприятиях, как правило, сла­бо поставлена аналитическая работа, плохо организован учет, особенно управленческий. Можно говорить и о бо­лезнях бизнеса, и о болезнях финансового менеджмента. Неудовлетворительное финансовое состояние характерно неудовлетворительным размещением средств, их иммоби­лизацией, плохой платежной готовностью, просроченной задолженностью перед бюджетом, поставщиками и бан­ками, недостаточно устойчивой реальной и потенциаль­ной финансовой базой.
Существует немало путей существенного улучшения финансового положения предприятия. Это — предмет специального рассмотрения. Однако успех в бизнесе ни­когда не будет стабильным, если он не базируется на тщательно сбалансированном, творческом коллективе, ко­торый действует, отдавая приоритеты потребителю.
Чтобы добиться фундаментального успеха в бизнесе, нужно в полной мере использовать возможности планиро­вания. На уровне экономики страны в целом все неудачи антикризисных стратегий, осуществляемых в России в последние годы, обусловлены отсутствием качественно разработанных, сбалансированных, взвешенных стратеги­ческих программ, комплексного подхода в решении про­блем, изолированностью, нескоординированностью мер по преодолению постоянно возникающих трудностей.
На уровне предприятий проблемы носят аналогичный характер: как воздух, необходимы серьезные, тщательно проработанные стратегические программы, в которых все основные аспекты бизнеса рассматривались бы в расчете на перспективу, в комплексе, во взаимосвязи. Но на сего­дня на абсолютном большинстве предприятий отсутству­ют не только стратегические планы, но даже текущие программы. Аксиома предпринимательства — на каждый проект предприятия должен быть разработан серьезный, в соответствии с современными мерками и подходами бизнес-план. В нашей же практике подобное случается чаще всего тогда, когда это делается в расчете на привлечение инвестиций, прежде всего из-за рубежа. Между тем, биз­нес-план — это норма обычной рыночной деятельности предприятия, в рамках которой подробно, в комплексе рассматриваются проблемы конкретного бизнеса, в том числе и финан­совые. Во многих российских компаниях просто нет ра­ботников, способных квалифицированно разработать биз­нес-план. Буквально по пальцам можно пересчитать при­меры продуктивного использования в отечественной прак­тике таких современных инструментов антикризисного управления, как реинжиниринг бизнес процессов, ме­неджмент по проектам и другие. Пока антикризисные мероприятия выступают как совокупность мер по «штопанью дыр», а не многоплановый комплекс взаимо­увязанных и взаимообусловленных действий, охваты­вающих все основные факторы бизнеса (в том числе пре­жде всего — человеческий), на серьезные успехи в ры­ночных преобразованиях рассчитывать трудно.
Особую роль в антикризисном управлении играет фи­нансовый менеджмент, представляющий сочетание стра­тегических и тактических элементов финансового обеспе­чения предпринимательства, позволяющих управлять де­нежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Основным аспектом реализации данной системы на конкретном предприятии становится ее соотношение с прибылью этого предприятия. Отметим, что прибыль вы­ступает в данном случае в качестве изначального момен­та, от которого отталкивается любое руководство при принятии решения о той или иной форме финансового менеджмента на своем предприятии, определяя тем са­мым значение, которое он будет играть в упрочении ры­ночной жизни предприятия. Это позволяет руководству вычленить факторы, определяющие структуру прибыли предприятия, обеспечить их детальную проработку и, как результат, — формирование на предприятии системы фи­нансового менеджмента.
Руководство, в зависимости от осознания сущест­вующих в фирме реалий и своих способностей к их ана­лизу, может отрегулировать механизм планирования и распределения прибыли. Поэтому для руководителя, принимающего решение о санации фирмы, наиболее важным аспектом ее жизнедеятельности выступает определение источников наполнения прибыли предприятия, выбор од­ного или нескольких из них, концентрация на них ос­новных усилий, анализ возможности их использования в процессе антикризисной деятельности предприятия. Ру­ководство, на базе взаимоотношений с коллективом, учи­тывающих использование выбранных источников прибы­ли, как правило, старается выработать особый принцип построения прибыли на данном конкретном предприятии. Чаще всего данным принципом является финансовое само обеспечение. Наиболее значимым моментом для реали­зации решений, принятых руководством в рамках его взаимоотношений с коллективом, является рационализа­ция распределения ресурсов предприятия. Инвестиции, основанные на риске и планировании капиталовложений внутри предприятия и направленные на ликвидность, до­ходность и рентабельность его деятельности на рынке, выступают как один из важнейших механизмов управле­ния возникающими во внешней среде рисками и плани­рования нормы прибыли предприятия при помощи ана­лиза эффективности капиталовложений и, как результат, инвестиционного проектирования. Отсюда процесс инве­стирования в рамках системы финансового менеджмента на предприятии проявляется как основной критерий ра­циональности распределения ресурсов предприятия в ус­ловиях риска и неопределенности его деятельности на рынке.
В России нередко, приступая к реализации инвести­ционных проектов, нацеленных на выход из кризиса, ос­новное внимание уделяют обычно поиску источников фи­нансирования, рассуждая, что если будут деньги, то все остальное приложится. Однако практика убеждает, что инвестиции, попадая в ненадежные или неумелые руки, сплошь и рядом не дают реальной отдачи. Отсюда столь важно всесторонне исследовать, насколько надежны и квалифицированны сотрудники, есть ли сплоченная ко­манда. Такой подход вполне оправдан, особенно в услови­ях широко распространенной у нас профессиональной не­компетентности, многолетней привычки получать центра­лизованные капиталовложения, не заботясь об их возврате, неприспособленности к рыночной среде, незна­ния многих современных технологий. Поэтому начинать осуществление приоритетных инвестиционных проектов по совершенствованию экономики фирмы следует с обу­чения и переподготовки кадров — от менеджеров до рабо­чих. Надежная кадровая база помогает более успешно решать вопросы финансирования проектов и программ. Основной капитал в России сейчас находится у некото­рых коммерческих банков, аффективных частных пред­приятий, дельцов теневой экономики, а также иностран­ных инвесторов, работающих преимущественно в сфере обращения, поскольку их отпугивают политическая не­стабильность, круговерть законов и большой коммерче­ский риск. «Живые деньги» есть также у части населе­ния, которое готово вкладывать их в строительство жи­лых домов, надежные ценные бумаги, но нередко сталкивается с авантюрными либо мошенническими про­ектами.
После решения вопроса о финансировании проекта оживления компании обычно встает проблема технологи­ческого оборудования. Сейчас в России много производст­венных помещений, простаивающего оборудования. Но это обычно устаревшие машины, морально и физически изношенная техника, непригодная для производства кон­курентоспособной продукции. Помещения и производст­венную инфраструктуру после некоторой реконструкции вполне можно использовать (что удешевляет проект и со­кращает сроки его реализации). Однако, как правило, приходится приобретать новое технологическое оборудо­вание. В большинстве случаев стремятся заказать его за границей вместе с апробированной эффективной техноло­гией. Это, естественно, лишает отечественное машино­строение заказов, усиливает безработицу в данной отрас­ли и зависимость от внешних поставщиков.
Отсюда нужно поддерживать ориентацию заказчиков на приобретение современного отечественного оборудова­ния, широко привлекая к проектам конверсионные пред­приятия. Но для этого необходимо, чтобы отечественная техника не уступала импортной по своим параметрам, была дешевле и имела налаженные обслуживание и ре­монт.
Как видно из всего вышеперечисленного  концепция антикризисного управления представляет из себя комплекс мер, направленных на закрепление и(или) укрепление позиции  предприятия на рынке.

    

Медиа Контекст

Реклама

Концепция антикризисного менеджмента

Статистика

Концепция антикризисного управления Rambler's Top100